УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕА ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ
Горячая линия Горячая линия
время работы: пн-чт с 9:00 до 18:00
пт с 9:00 до 16:45
перерыв с 12:00 до 12:45
75 победа 1945-2020
05.02.2020
 
 
 

        Медико-санитарная служба на железнодорожном транспорте во время

Великой Отечественной войны.

 

           -   Военно-санитарные поезда во время Великой Отечественной войны

           -   Организация работы по дезинфекции во время Великой Отечественной войны

 

В годы Великой отечественной войны основными задачами перед железнодорожной медико - санитарной службой являлись:

- выявление и изоляция лихорадящих больных, как в поездах, так и на вокзалах;

- обеспечение гигиенических условий на вокзалах, разгрузка станций от массового скопления пассажиров;

- контроль, за санитарным состоянием пунктов питания, в том числе вокзальных буфетов;

 - организация обеспечения питьевой водой и кипятком. 

 
           Справочно: к 1941 году протяженность железных дорог по сравнению с 1917 г. увеличилась в 1,5 раза и стала составлять 204 900 км, грузоперевозки возросли в 6,4 раза, а пассажирооборот – в 3,3 раза. Паровозный парк, пополненный 12088 локомотивами, на две трети состоял из мощных грузовых паровозов, в том числе с конденсацией пара. Одновременно решались вопросы по увеличению пропускной способности, планированию и регулированию вагонопотоков, разрабатывались графики движения поездов.
 
        К началу 1941 года амбулаторно-поликлиническая сеть насчитывала более 1940 учреждений. Медицинская сеть была действительно доступна железнодорожникам и их семьям. Приближенность медицинской помощи к производству позволила снизить показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности примерно в 2 раза по количеству дней на 100 работающих. Совершенствование противоэпидемической работы и развитие профилактического направления в борьбе с инфекционными болезнями позволило добиться ликвидации ряда инфекций. К 1940 году в стране не было зарегистрировано случаев заболевания холерой, чумой и натуральной оспой. Отмечалось значительное снижение заболеваемости брюшным тифом, сыпным тифом, малярией, острыми кишечными инфекциями.
 

С первых дней войны Наркомздрав СССР начал принимать экстренные меры, чтобы не допустить распространения инфекционных болезней. 30 июня 1941 года совместно с НКПС было разработано «Положение о медико - санитарном обслуживании населения, эвакуируемого из угрожаемых районов» (НКЗ СССР 30.06.1941 и НКПС 04.07.1941), которое предусматривало комплекс противоэпидемических мероприятий на транспорте. С целью максимальной активизации противоэпидемической деятельности на 24 крупнейших транспортных магистралях были направлены уполномоченные Всесоюзной санитарной инспекции.

Согласно Положению отправитель обязан перед отправкой производить медицинский осмотр перевозимых и не допускать к отправке больных, лихорадящих и людей, контактировавших с больными паразитарными тифами и кишечными инфекциями в течение последних 14 дней; не ранее 2-х суток до отправки провести санитарную обработку, назначить комендантов эшелонов и старших по вагонам, обеспечить питанием.

         24 июня 1941 года НКПС дал указание железным дорогам сформировать 288 военно-санитарных поездов, для чего было выделено 6 тысяч вагонов. Приказом Народного комиссара обороны СССР (НКО) от 26 июня 1941 г. введено в действие «Положение о военно - санитарных поездах», подписанное заместителем наркома обороны СССР маршалом Советского Союза С.М. Буденным. Во исполнение Положения сформированы были военно-санитарные поезда для перевозки раненых, больных и оказания им в пути следования необходимой медицинской помощи. Различались постоянные и временные военно-санитарные поезда.
 
ПОЕЗД БАНЯ
 
        Постоянные военно-санитарные поезда (ПВСП) предназначались для перевозки раненых и больных из госпитальных баз армий в госпитальные базы фронтовых и внутренних районов. 
          Временные военно-санитарные поезда (ВВСП) предназначались для эвакуации раненых и больных от прифронтовых станций до госпитальных баз армий. Первый военно-санитарный поезд № 312, подготовленный на Вологодском паровозовагоноремонтном заводе, вышел в первый рейс 26 июня 1941 года.
 
ЭТАП ЭВАКУАЦИИ РАНЕННЫХ
 
         В бригаде поезда было 40 медицинских работников и железнодорожников. Поезд совершил десятки рейсов на все фронты, пройдя 200 тысяч километров, то есть расстояние, равное пяти кругосветным маршрутам. За это время поездом было перевезено более 25 тысяч раненых.
 
ЭВАКУАЦИЯ РАНЕННОГО БОЙЦА
 

В поезде был оборудован вагон баня, на крыше стояли ящики с выращиваемой зеленью, под вагонами перевозили кур, поросят, чтобы подавать к столу раненых бойцов свежее мясо и яйца.

В 1941 году в эксплуатации находилось 272 военно-санитарных поезда, а к началу 1942 года было организовано уже порядка 700 поездов. Кроме того, на медиков было возложено медицинское сопровождение пассажирских поездов.

           С целью предупреждения распространения желудочно-кишечных заболеваний на объектах железнодорожного транспорта приказами НКПС от 28 апреля 1942 г. 157/ЦЗ и от 8 мая 1942 г. 312/Ц предусматривался контроль за основными объектами водоснабжения на железнодорожном транспорте. В план профилактических мероприятий систем водоснабжения входило: хлорирование воды, забираемой из открытых источников, в зависимости от состава воды по сезонам, лабораторный контроль качества питьевой воды, за привозным водоснабжением и другие мероприятия.


          В структуру врачебно-санитарных служб железных дорог внесены изменения от 1 марта 1943 г. приказом начальника Главного врачебно - санитарного управления НКГП № 76. Санитарно-эпидемиологические бригады были укомплектованы санитарными инспекторами, которые занимались вопросами коммунальной гигиены и водоснабжения, дорожные и участковые санитарно - гигиенические лаборатории – специалистами по контролю качества питьевой воды. Начальникам врачебно-санитарных служб и начальникам санитарно - эпидемиологических станций предписывалось составить паспорта по всем системам водоснабжения, включая шахтные колодцы, и централизованного водоснабжения с принятием необходимых мер.

Кроме того, в годы Великой отечественной войны задачами медико - санитарной службой так же являлись:

- санитарно-дезинфекционная обработка при перевозках организованных людских контингентов;

- санитарно-дезинфекционная обработка при пассажирских перевозках неорганизованного населения;

- дезинфекционная обработка подвижного состава (вагонов);

- дезинфекционная обработка железнодорожных помещений предназначенных для массового скопления пассажиров;

- санитарно-дезинфекционная обработка железнодорожного населения.

К 1941 году на железных дорогах была сформирована мощная материально-техническая сеть для проведения дезинфекционных мероприятий: участковых дезинфекционных отрядов - 497, дезинфекционных пунктов по обработке вагонов - 40, санитарных баз пропускников – 128 (мощность – 12 человек в час), санитарных поездов – 33 (мощность – 20 человек в час), вагонов-бань - 65 (мощность-8 человек в час), вагонов дезинфекционных камер – 206 (мощность – 16 комплектов в час), передвижных дезинфекционных камер – 206 (мощность – 4 комплекта в час), дезинфекционных камер при объектах – 2004 (мощность – 8 комплектов в час), изоляционно-пропускных пунктов – 22.

 

Справочно: в 1940 г. в подразделениях врачебно-санитарной службы было 2037 дезинфекционных работников, к 1945г. их численность увеличилась до 5006 человек. К концу 1945 г. дезинфекционная вооруженность железнодорожного транспорта была следующей:

-  дорожных дезинфекционных станций – 43 со штатом 347 чел.

-  дезинфекционных отрядов – 320 со штатом 5293 чел.

-  санитарных пропускников – 1594.

-  санитарно-дезинфекционных поездов – 36.

-  вагонов-дезкамер – 118

-  вагонов-бань – 22

-  дезинфекционных камер при разных учреждениях – 2776

-  передвижных дезинфекционных камер – 133

-  бань пропускного типа – 447.

ВАГОН БАНЯ
 

 

Дезинфекционные отряды развертывались на станциях формирования железнодорожных составов. Они проводили очистку и дезинфекцию вагонов и подразделялись на 4 класса в зависимости от числа вагонов, которые могли быть обработаны в течение суток (от 240 до 950 вагонов).

Данная дезинфекционная вооруженность, кроме бань пропускного типа, могла обеспечить в течение восьмичасового дня полную санитарно-дезинфекционную обработку 2752 чел. и камерную обработку 197024 комплектов одежды. За годы войны обработке были подвергнуты 34473244 человека, в том числе поездных бригад - 119624, вокзальных работников - 1006167, уборочных бригад - 516046, пассажиров - 13232127, прочих – 18522660, обработано 10550120 вагонов.


         Первым противоэпидемическим барьером на железных дорогах служили силы и средства Главного врачебно-санитарного управления НКПС. Роль второго противоэпидемического барьера на пути следования воинских контингентов в сторону фронта и обратно служили обсервационные пункты HKЗ СССР и санитарно-контрольные пункты Санитарной службы Красной Армии.

        Возникновение эпидемий предотвратило осуществление комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий по всей сети железных дорог: создание санитарно-контрольных пунктов на всех железных дорогах страны, сопровождение  поездов средним медицинским персоналом, включение в противоэпидемическую работу всей амбулаторно поликлинической сети, значительное усиление мощности дезинфекционных установок, широкое развертывание больничных коек для полного охвата госпитализацией инфекционных больных.

       Результатом огромной и напряженной работы всех звеньев медико-санитарной службы на железнодорожных коммуникациях явилось почти полное отсутствие эпидемических вспышек завозного происхождения в войсках действующей армии на протяжении всего периода военных действий. Есть полное основание считать, что широкое развитие комплексных мероприятий на железнодорожном транспорте страны в условиях небывало напряженных людских перевозок в период Великой Отечественной войны, сыграло положительную роль в предупреждении развития эпидемических заболеваний как в войсках на фронте, так и во всей стране в целом.