УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И
БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ

train



 slobovid  vk  ok  tg


УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ!

ИНФОРМИРУЕМ ВАС ОБ ИЗМЕНЕНИИ ОФИЦИАЛЬНОГО ЭЛЕКТРОННОГО ПОЧТОВОГО АДРЕСА!
ПОЧТОВЫЙ АДРЕС URPNGT@GSEN.RU НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ.

АКТУАЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОЧТОВЫЙ АДРЕС

 

Постановление № 9 от 30/05/2007 Об усилении государственного санитарно- эпидемиологического надзора за условиями труда


 

   
 
 

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

30.05.2007 г. Москва № 9
Об усилении государственного санитарно- эпидемиологического надзора за условиями труда

 Я, Главный государственный санитарный врач по железнодорожному транспорту Ю.Н.Каськов, проанализировав материалы государственного санитарного надзора за соблюдением санитарного законодательства в сфере охраны здоровья железнодорожников и состояния профессиональной заболеваемости на железнодорожном транспорте, установил.

       В 2006 году Управлением Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту осуществлялся государственный санитарно-эпидемиологический надзор за 4857 промышленными предприятиями, на которых  занято 1,2 млн. работающих, в том числе 0,5 млн. женщин. В условиях неблагоприятного воздействия вредных и опасных веществ и производственных факторов работает 384 тыс. человек (32% от общего количества).
       В 2006 году обследовано 4127 промышленных предприятий железнодорожного транспорта  из 4857, находящимися под надзором, в т.ч. с применением лабораторно-инструментальных методов исследования – 3169.
       По итогам 2006 года  из обследованных промышленных предприятий не отвечают санитарным нормам по уровням шума -  56,7% (2005г. – 50,7%), по уровням вибрации - 31,5% (2005г. – 38,6%), по микроклиматическим параметрам - 31,4% (2005г. – 28,4%), по освещённости – 53% (2005г. – 55,8%), по электромагнитным полям – 52,0% (2005г. – 47,3%). Из обследованных рабочих мест не отвечают  санитарным нормам по уровням шума – 25,4% (2005г. – 22%), по вибрации – 17,9% (2005г. – 17%), по микроклиматическим параметрам – 8,9% (2005г. –   5,1 %), по освещённости – 18,2% (2005г. – 16,7%), по электромагнитным полям – 21,4% (2005г. – 20,5%).
       В воздушной среде закрытых помещений и воздухе рабочей зоны промышленных предприятий железнодорожного транспорта по результатам лабораторных и инструментальных исследований зарегистрировано 4,0% проб с превышением ПДК на пары и газы (2005г. – 3,2%) и 10,8% проб, превышающих ПДК на пыль и аэрозоли (2005г. – 10,8%).
       Данные исследований физических  и химических факторов показали несоответствие санитарным нормам:
       - в локомотивных депо:  26,7% рабочих мест по шуму (2005 г.-25%. 2004 г.-24,4%), 14,4% - по вибрации (2005 г.-16,4%, 2004 г. – 11,8%), 11,4%- по микроклиматическим параметрам (2005 г.-16,3%, 2004 г.-9,7%),  6,3%- по парам и газам (2005г.-3,5%, 2004 г. -6,5%) и 11,3%- по пыли и аэрозолям (2005 г.-10%, 2004 г. – 14%).
       - в вагонных депо: по шуму – 31,4% (2005 г.-21,3%, 2004 г.-28,1%), по вибрации – 22,3% (2005 г.-12,4%, 2004 г.- 10,8%), микроклимату – 9,9% (2005 г.-6,5%, 2004 г.-7,9%), освещённости – 17,4% (2005г. -16,7%,2004 г.-21,1%), по парам и газам – 6,3% (2005 г.-4,5%, 2004 г.-7%),  по пыли и аэрозолям – 11,3%  (2005 г. -10,4%, 2004 г. -12%). 
       Наиболее неблагоприятные условия труда отмечаются
       - в локомотивных депо и на заводах по ремонту подвижного состава в цехах: ремонтных (запылённость, загазованность, шум, а так же низкая температура воздуха, обусловленная в зимнее время требованиями технологического процесса), пропитки обмоток тяговых двигателей (высокие концентрации растворителей в воздухе рабочей зоны), столярных, моторных (пыль, шум, вибрация). На части предприятий по ремонту подвижного состава отсутствуют отдельные цеха (участки) по окраске подвижного состава (ТЧ-Отрожка, ВЧД Воронеж ЮВЖД, ТЧ-26 Куровская, ТЧ-6 Сортировочная Московской железной дороги.). Окраска проводится в общих помещениях ремонтных цехов. Не до конца решена проблема запыленности воздуха при обдувке низа подвижного состава сжатым воздухом при постановке его на капитальный ремонт и ТР-3. Данная операция производится в помещениях ремонтных цехов за 2-3 часа до начала смены, при этом отмечается превышение ПДК пыли в 30 и более раз.
       - в вагонных депо в сборочных цехах, цехах ремонта автосцепки (пыль, шум, локальная вибрация, загазованность и запыленность), ремонта автотормозного оборудования (шум).
       - на предприятиях путевого хозяйства на рабочих местах монтёра пути (пыль, шум, локальная вибрация, неблагоприятные метеорологические условия, биологический фактор, физическое напряжение, риск для жизни), машинистов путевых машин (выхлопные газы дизельных двигателей, пыль, в том числе асбестовая, шум, вибрация). Работа по переборке старогодней путевой решетки на путевых машинных станциях часто ведется круглогодично на открытом воздухе.
       Локомотивные  бригады работают в контакте с вредными производственными факторами - шум, вибрация, пониженная или повышенная температура воздуха. Труд работников локомотивных бригад характеризуется нервно-эмоциональным напряжением, наличием стрессовых ситуаций, ответственностью, высокой степенью монотонности и утомления.
       Санитарно-техническое состояние части кабин локомотивов, несмотря на проводимую работу по его улучшению (замена кресел, звукоизоляция кабин, внедрение предварительной световой сигнализации на системах бдительности машиниста) по-прежнему остается неудовлетворительным. В результате проведенной в 2006 году выборочной проверки состояния условий труда работников локомотивных бригад установлено превышение ПДУ шума - в 44,1%, общей вибрации – в 23,5%, не соответствия параметров микроклимата - в 12,2% обследованных кабин. Не исправны: вентиляция - в 21,9%, отопление - в 5,9%, кресла машинистов - в 38,2% (в т.ч. отсутствуют амортизаторы - в 26,6%, регулировка по высоте - в 21,8%) обследованных кабин действующего парка подвижного состава. При обследовании кабин подвижного состава, прошедших капитальный ремонт и ТР-3 установлено превышение ПДУ шума - в 30,8%, общей вибрации – в 14,8%, не соответствия параметров микроклимата - в 6,3% обследованных кабин. Не исправны: вентиляция - в 11,2%, кресла машинистов - в 24,2% (в т.ч. отсутствуют амортизаторы - в 20,7%, регулировка по высоте - в 8,3%) обследованных кабин.
       Отмечается постоянный рост числа  сверхурочных часов работы машинистов и помощников машиниста по сети железных дорог: 2005 году на 9,3% по сравнению с 2004г., в I п/г 2006г. – на 12,4% по сравнению с I п/г 2005г. Действует система вызова работника в выходные дни. При проведении предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад отмечается постоянный рост числа отстраненных от работы:
       - машинистов – с 7607 в 2004г. до 8009 в 2005г. и с 3712 в I п/г 2005г. до 4856 в I п/г 2006г.
       - помощников машинистов – с 6287 в 2004г. до 6560 в 2005г. и с 2939 в I п/г 2005г. до 3967 в I п/г 2006г.
         Анализ профессиональной заболеваемости по сети железных дорог за 2006 год показал, что в течение года на железнодорожном транспорте вновь выявлено и зарегистрировано 173 случая профессиональных заболеваний и отравлений с общим числом заболевших 184, из которых 18 женщин (по ОАО «РЖД»–16). По сравнению с 2005 годом число выявленных профессиональных заболеваний и отравлений увеличилось на 27 случаев. Из 173 случаев профессиональных заболеваний 157 случаев зарегистрированы в  
ОАО «РЖД» (в 2005 году из 146 случаев профессиональных заболеваний 132 были выявлены в ОАО «РЖД»).
       В 2006 году среди работников железнодорожного транспорта  показатель профессиональной заболеваемости составил в среднем 1,2 на 10 тыс. работников (в 2005 году – 1,0). Показатель профессиональной заболеваемости по Российской Федерации в 2005 году составил 1,61 на 10 тыс. работников. В острой форме выявлены профессиональные заболевания у 14 заболевших, в хронической форме – у 170. При этом по предприятиям ОАО «Российские железные дороги» выявлено 154 заболевших в хронической и 14 в острой форме.
       Наибольшее количество профессиональных заболеваний и отравлений в 2006 г. было зарегистрировано на Восточно-Сибирской (28), Куйбышевской (24), Западно-Сибирской (21), Московской (14), Горьковской (14), Приволжской (13), Дальневосточной (13), Забайкальской (12) железных дорогах.
       По нозологическим формам профессиональные заболевания  за 2006 год распределились следующим образом:
       - острые химические интоксикации - 3 случая (1%),
       - нейросенсорная тугоухость - 91 случай (53%),
       - заболевания пылевой этиологии - 40 случаев (24%),
       - вибрационная болезнь - 13 случаев (8%),
       - заболевания ПНС и опорно-двигательного аппарата - 13 случаев (8%),
       - аллергические заболевания - 7 случаев (4%),
       - хронические химические интоксикации - 2 случая (1%),
       Таким образом, наиболее часто выявлялись заболевания, связанные с воздействием на работающих шума, пыли и вибрации.
       В 2006 году на заводах по ремонту подвижного состава зарегистрировано 20 случаев профессиональных заболеваний (в 2005 году –
24), в локомотивном хозяйстве 59 случаев (в 2005 году – 60), в вагонном хозяйстве 24 случая (в 2005 году – 15), в путевом хозяйстве 33 (в 2005 году – 19), в прочих объектах ОАО «РЖД» 21 случай (в 2005 году – 14). На объектах другой ведомственной принадлежности выявлено 16 случаев профессиональных заболеваний.
       Основными причинами высокого уровня профессиональной заболеваемости остаются неудовлетворительные условия труда на производственных объектах железнодорожного транспорта,  высокий процент рабочих мест, не отвечающих санитарным нормам.
       В течение 2006 года выявлено 3 случая острых отравлений. Одно отравление зарегистрировано в первом квартале на Восточно-Сибирской железной дороге у пожарных ст.Иркутск-Сортировочная (отравление при аварийной ситуации – утечка пиколина, число заболевших 2 человека).  
       В третьем квартале 2006 года зарегистрировано 2 случая острых профессиональных отравлений. Из них один случай выявлен на Горьковской железной дороге при ликвидации аварии (розлив ацетальдегида из повреждённой цистерны). Число заболевших 11 человек.  Диагноз – острая интоксикация ацетальдегидом лёгкой и средней степени. Место работы пострадавших: восстановительный  поезд ст. Красный Узел – 6 работающих, дистанция сигнализации и связи ст. Арзамас – 4 работающих, Арзамаская дистанция энергоснабжения – 1 работающий. Одно острое профессиональное отравление зарегистрировано на Свердловской железной дороге у слесаря  по ремонту подвижного состава Ишимского ВЧДР – 7. Диагноз – отравление парами бензина тяжёлой степени. Причина отравления - нарушение правил техники безопасности (неприменение средств индивидуальной защиты).  
 
 
 
       С целью принятия дополнительных мер по улучшению условий труда и профилактики профессиональных заболеваний у работников железнодорожного транспорта, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14), 
       ПОСТАНОВЛЯЮ: 
       1. Президенту ОАО «Российские железные дор оги» В.И. Якунину рекомендовать обеспечить:
       1.1. Принятие мер к снижению числа сверхурочных часов работы членов локомотивных бригад;
       1.2. Профессиональную подготовку по профпатологии специалистов - членов комиссий негосударственных учреждений здравоохранения ОАО "Российские железные дороги" по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;
       1.3. Выдачу заключений медицинских комиссий негосударственных учреждений здравоохранения ОАО "Российские железные дороги" по результатам обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров только после проведения всех необходимых лабораторно-инструментальных исследований и осмотров специалистами;
       1.4. Информирование территориальных органов Роспотребнадзора  по железнодорожному транспорту об изменениях в структуре ОАО "Российские железные дороги". 
       2. Руководителям организаций на железнодорожном транспорте, независимо от их организационно правовой формы обеспечить:
       2.1. Принятие эффективных мер по приведению условий труда работающих (в т.ч. работников административного аппарата) в соответствие с требованиями санитарного законодательства, сокращению вредного воздействия факторов производственной среды на их здоровье;
       2.2. Выполнение СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (в ред. изменений и дополнений № 1, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.03.2007 № 13);
       2.3. Разработку и выполнение комплексных планов улучшения условий труда, их ежегодную корректировку с учетом предложений органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора по железнодорожному транспорту, результатов производственного контроля;
       2.4. Безусловное выполнение приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16.08.04 №83 (зарегистрирован в Минюсте России 10.09.2004, регистрационный № 6015) в части организации проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. 
       3. Главным государственным санитарным врачам по железным дорогам:
       3.1. Повысить действенность государственного санитарно-эпидемиологического надзора за выполнением требований санитарного законодательства в сфере  обеспечения безопасных условий труда в целях предупреждения профессиональных заболеваний, связанных с неудовлетворительными условиями труда;
       3.2. Выдавать положительные санитарно-эпидемиологические  заключения по результатам санитарно-эпидемиологических экспертиз негосударственным учреждениям здравоохранения ОАО "Российские железные дороги" только при наличии необходимой материально-технической базы, подготовки специалистов -  членов комиссий по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров по вопросам профпатологии;
       3.3. Активизировать работу по гигиеническому обучению руководителей и работников организаций;
       3.4. Активизировать применение мер административного воздействия за нарушения требований санитарного законодательства в сфере обеспечения безопасных условий труда и профилактики профессиональных заболеваний;
       3.5. Направить руководителям организаций  (работодателя) предложения:
       3.5.1. По обеспечению безопасных для работающих условий труда и выполнений санитарного    законодательства;  
       3.5.2. По организации и проведению производственного контроля в соответствии с санитарными правилами СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических мероприятий»;
       3.5.3. По обязательному проведению в установленном порядке санитарно-гигиенической паспортизации канцерогенноопасных производств;
       3.5.4. По безусловному выполнению требований Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 года №967;
       3.5.5. По организации  и проведению гигиенического обучения руководителей и работников организаций по вопросам гигиены труда;  
       3.6. Информировать о проделанной работе Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту до 15.09.2007. 
       5. Главному врачу ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» Ю.М.Артеменкову: 
       5.1. Принять меры к безусловному выполнению запланированных и внеплановых мероприятий по обеспечению деятельности Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту;
       5.2. Обеспечить сбор и анализ данных о профессиональных заболеваниях (отравлений) в единой системе регистрации, учета и анализа профессиональных заболеваний (отравлений); 
       Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на и.о.заместителя руководителя Федеральной службы по  надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по железнодорожному транспорту Ю.А.Решетникова. 

Ю.Н. Каськов

Адрес: 115054, г. Москва, ул. Дубининская, д.17
Тел/Факс:+7 (499) 235-25-72
Тел.: +7 (499) 623-36-04

© Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту 2006-2024