О правах потребителей при дистанционном приобретении товаров

Защита прав потребителей

Продажа товаров через интернет становится все более популярной и востребованной.Вместе с тем возникает множество сложностей в части рекламы товаров, их продажи, атакже возврата товаров ненадлежащего качества.

Торговля через интернет в Российскихзаконодательных актах звучит как«дистанционный способ продажи товара» ирегулируется определенными нормативными документами:

-Гражданским кодексом РоссийскойФедерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ);

-Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей»от 07.02.1992№ 2300-1 (далее – Закон № 2300-1);

-Федеральным законом «О рекламе» от 13.03.2006№ 38-ФЗ;

- Федеральным законом «Об основахгосударственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от28.12.2009№ 381-ФЗ;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463.

Главная особенность дистанционного способа продажи товаров состоит в том, что договор розничной купли-продажи заключается на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, размещенным в сети Интернет, в программе для электронных вычислительных машин, в средствах связи, в каталогах, проспектах, буклетах, на фотоснимках или иных способов, исключающих возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Потребитель при таком способе продажи товара имеет те же права, что и при обычной покупке, но с некоторыми особенностями.

Так, если Вы хотите отказаться от покупки товара надлежащего качества, приобретенного дистанционно, то Вы вправе это сделать (п. 4 ст. 26.1 Закона № 2300-1; п. 22 Правил № 2463):

Осуществить возврат товара в указанные сроки можно, если соблюдены следующие условия:

- сохранены товарный вид, потребительские свойства товара, есть документ, подтверждающий факт и условия покупки товара. Однако отсутствие такого документа не лишает потребителя возможности ссылаться на другие доказательства (например, выписка по банковскому счету потребителя);

- товар не имеет индивидуально-определенных свойств, в силу которых он может быть использован исключительно Вами.

Также необходимо ознакомиться с информацией о порядке возврата товаров, переданной Вам продавцом в момент доставки товара или размещенной на сайте продавца. Часто там содержится образец (бланк) заявления о возврате товара, указываются способы его представления продавцу, а также способы возврата товара. Если информация о форме и способах обращения к продавцу на его сайте отсутствует, Вы можете направить обращение в любой форме и любым способом (п. 3 ст. 26.1 Закона № 2300-1; п. 21 Правил № 2463).

Во избежание споров при подаче заявления лучше заручиться доказательством отправки заявления продавцу!

При возврате товара продавец обязан вернуть вам уплаченные за него денежные средства, за вычетомего расходов на доставку этого товара, не позднее 10 дней со дня предъявления указанного требования (п. 4 ст. 26.1 Закона № 2300-1).

Распределение расходов на осуществление возврата суммы, уплаченной покупателем за товар надлежащего качества, определяется офертой (п. п. 17, 23 Правил № 2463).

Если продавец отказывается разрешить вопрос в добровольном порядке – обратитесь в суд!

Вы вправе подать исковое заявление о взыскании денежных средств, уплаченных за товар надлежащего качества, а также потребовать компенсации морального вреда (ст. 15, п. 1 ст. 17, п. 4 ст. 26.1 Закона № 2300-1).

Если цена иска не превышает 1 млн руб., то госпошлину платить не нужно. Если суд удовлетворит Ваши требования, которые не были выполнены продавцом добровольно, то с продавца взыщут штраф в размере 50% присужденной вам суммы (п. 6 ст. 13 Закона № 2300-1), а также понесенные Вами судебные расходы (услуги представителя, почтовые расходы, и иные, связанные с производством по делу).