![]() |
Переход к новому направлению деятельности во время Великой Отечественной войны, включающему планомерное оздоровление объектов труда и быта населения, требовал развития дезинфекционного дела. В годы войны основными задачами санитарной службы по организации дезинфекционных · - санитарно-дезинфекционная обработка при перевозках организованных людских контингентов; · - санитарно-дезинфекционная обработка при пассажирских перевозках неорганизованного населения; · - дезинфекционная обработка подвижного состава (вагонов); · - дезинфекционная обработка железнодорожных помещений, предназначенных для массового скопления пассажиров; · - санитарно-дезинфекционная обработка железнодорожного населения. В связи с массовой миграцией населения в стране появилась опасность возникновения и распространения массовых заболеваний. С первых же дней на санитарные учреждения железнодорожного транспорта легла большая нагрузка. Проводилась активная работа по предупреждению и ликвидации инфекционных болезней силами железнодорожных санитарных и медицинских учреждений, оказывалась необходимая лечебная помощь на местах. В годы Великой Отечественной войны продолжалась научно-практическая деятельность ЦНИЛГЭ и специалистов железнодорожной медицины. В этот сложный для всей страны период под руководством проф. П.И. Никитина были разработаны методы и средства обеззараживания вагонов поездов и вокзалов, по рекомендациям лаборатории на железных дорогах были развернуты санитарно-контрольные и изоляционно-пропускные пункты, оборудованы дезинфекционные станции, организованы мобильные санитарно-дезинфекционные поезда и дезинфекционные отряды, которые сыграли решающую роль в противоэпидемической защите перевозимых воинских контингентов, гражданского населения и железнодорожного персонала. К 1941 году на железных дорогах была сформирована основательная материально-техническая база для проведения дезинфекционных мероприятий: участковых дезинфекционных отрядов – 497, дезинфекционных пунктов по обработке вагонов – 40, санитарных пропускников – 128 (мощность – 12 человек в час), санитарных поездов – 33 (мощность – 20 человек в час), вагонов-бань – 65 (мощность – 8 человек в час), вагонов дезинфекционных камер – 206 (мощность – 16 комплектов в час), передвижных дезинфекционных камер – 206 (мощность – 4 комплекта в час), дезинфекционных камер при объектах – 2004 (мощность – 8 комплектов в час), изоляционно-пропускных пунктов – 22. С первых дней войны Наркомздрав СССР начал принимать экстренные меры, чтобы не допустить распространения инфекционных болезней. 30 июня 1941 года совместно с НКПС было разработано «Положение о медико-санитарном обслуживании населения, эвакуируемого из угрожаемых районов» (НКЗ СССР 30.06.41 и НКПС 04.07.41), которое предусматривало комплекс противоэпидемических мероприятий на транспорте. Этим Положением предусматривалась очистка и влажная дезинфекция состава силами персонала поезда после сдачи эвакуируемых и освобождении состава, однако, в случае эпидемиологических показаний дезинфекция и дезинсекция вагонов производилась силами дезинфекционных отрядов или дезопромывочными станциями НКПС . Осенью и зимой 1941—1942 гг. врачи начали регистрировать увеличение числа больных сыпным тифом, а также дизентерией, брюшным и возвратным тифом. Но больших эпидемий, наблюдавшихся в ряде предшествующих войн, удалось избежать. 16 декабря 1942 г. была утверждена «Инструкция медицинскому персоналу», сопровождавшему пассажирские поезда дальнего следования. Задачей сопровождавших медицинских сестер было выявление и своевременная изоляция больных из состава пассажиров. Это сопровождение поездов имело целью обеспечение медико-санитарного обслуживания пассажиров и проведение противоэпидемических мероприятий в пути следования. Для обмывочно-дезинфекционного обслуживания использовались изоляционно-пропускные пункты НКПС, гарнизонные, гражданские и железнодорожные бани и санитарные пропускники, а там, где их не было – приданные СКП взводы обмывочно-дезинфекционных рот, банно-прачечно- дезинфекционные и банно-дезинфекционные поезда. Изоляционно-пропускные пункты подразделялись на 4 категории в зависимости от пропускной способности от 300 до 100 чел. в час. В связи с осложнениями в банно-прачечном обслуживании войск и с целью борьбы с сыпным тифом рабочими-железнодорожниками в течение 3 месяцев было построено более 100 банно-прачечных и банно-дезинфекционных поездов. Банно-прачечно-дезинфекционные поезда и банно-дезинфекционные поезда работали под руководством санитарно-контрольных пунктов и устанавливались на основных железнодорожных станциях. Также они направлялись на наиболее важные участки фронтов для поддержания санитарно-эпидемиологического благополучия в войсках. Банно-прачечно-дезинфекционные поезда были рассчитаны на полную санитарную обработку от 80 до 100 человек в час и стирку белья в количестве 1600 кг при работе в две смены по 10 часов. ![]() Стирка белья в одном из вагонов банно-прачечного и дезинфекционного поезда, построенного на средства
Центрального Совета Профессиональных Союзов, и переданного частям Брянского фронта. Июнь 1942 г.
В состав банно-прачечно-дезинфекционного поезда в зависимости от назначения входили: цистерна для воды, котельная, душевая, раздевальня, дезинфекционная камера, одевальная, склад чистого белья, мастерская по разбору и починке белья, сушилка, прачечная, склад грязного белья, электростанция, кухня-столовая, вагоны для жилья. Каждый поезд имел банно-дезинфекционную группу для санитарной обработки людей и прачечное – для стирки белья и обмундирования. Банно-дезинфекционное отделение было организовано по типу санитарного пропускника, включавшего вагон-душевую на 24-26 сеток, вагон-раздевальную на 36-42 человека, вагон-дезинфекционную камеру с двумя пароформалиновыми дезинфекционными камерами на 45-56 комплектов обмундирования и вагон-одевальную на 36-42 человека. Банно-дезинфекционные поезда в своем составе не имели прачечной группы и формировались по схеме: паровоз, цистерна, вагон-котельная, вагон-душевая, вагон-раздевальная, вагон-дезкамера, вагон-одевальная, вагон-склад чистого белья, вагон-общежитие, вагон-склад грязного белья, вагон-кухня. Количественные показатели работы приводятся Орешниковым Г.А. в труде «Опыт советской медицины в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.» 1949-1955, в 35 т. В период с 1942 по 1945 гг. всего помыто 88,5 млн. человек, продезинфицировано 98,1 млн. комплектов обмундирования, выстирано 10296 тонн белья. В годы войны банно-дезинфекционные поезда и банно-прачечно-дезинфекционные поезда оказали неоценимую помощь в деле гигиенического обслуживания и противоэпидемической защиты действующих войск Красной Армии. Для обслуживания движущихся по железным дорогам войск на крупных железнодорожных узлах были развернуты изоляционно-пропускные пункты и дезинфекционные отряды. В 1941 г. работали 42 изоляционно-пропускных пункта на крупных узловых станциях, к началу 1945 г. – 45. Дезинфекционные отряды развертывались на станциях формирования железнодорожных составов. Они проводили очистку и дезинфекцию вагонов и подразделялись на 4 класса в зависимости от числа вагонов, которые могли быть обработаны в течение суток (от 240 до 950 вагонов). Если в 1940 г. в подразделениях врачебно-санитарной службы было 2037 дезинфекционных работников, то к 1945 г. их численность увеличилась до 5006 человек. К концу 1945 г. дезинфекционная вооруженность железнодорожного транспорта была следующей: 1. Дорожных дезинфекционных станций - 43 со штатом 347 чел. 2. Дезинфекционных отрядов - 320 со штатом 5293 чел. 3. Санитарных пропускников - 159 4. Санитарно-дезинфекционных поездов - 36. 5. Вагонов-дезкамер - 118 6. Вагонов-бань - 22 7. Дезинфекционных камер при разных учреждениях - 2776 8. Передвижных дезинфекционных камер - 133 9. Бань пропускного типа - 447. Данная дезинфекционная вооруженность, кроме бань пропускного типа, могла обеспечить в течение 8-ми часового дня полную санитарно-дезинфекционную обработку 2752 чел. и дезкамерную обработку 197024 комплектов одежды. За годы войны санитарной обработке были подвергнуты 34473244 человека, в том числе поездных бригад – 1196244, вокзальных работников – 1006I67, уборочных бригад – 516046, пассажиров – 13232127, прочих – 18522660. Было обработано 10550120 вагонов. Впервые в истории войн, которые вела наша страна, войска действующей армии не служили источником заражения и распространения эпидемических заболеваний среди гражданского населения. На возможных путях заноса инфекционных заболеваний в войска действующей армии была создана эффективная система противоэпидемических барьеров, принципиальными положениями которой руководствуются до настоящего времени.
|