Основные направления деятельности
Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту,
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту»,
ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт гигиены транспорта» на 2025 год.
Основные направления деятельности Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту (далее – Управление), ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» (далее – ФБУЗ), ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт гигиены транспорта Роспотребнадзора (ВНИИЖГ)» (далее – ВНИИЖГ) разработаны на основании Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 05.11.2024 № 856, с учетом основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, направлены на реализацию положений Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
Основные направления деятельности Управления, ФБУЗ, ВНИИЖГ являются ключевым документом стратегического планирования Управления, ФБУЗ, ВНИИЖГ на 2025 год, определяющим основные механизмы, меры и действия по реализации своих полномочий.
Ключевые цели:
Деятельность Управления, ФБУЗ, ВНИИЖГ в первую очередь, будет направлена на достижение национальных целей развития Российской Федерации, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиту прав потребителей как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и качество жизни граждан посредством:
- профилактики, выявления и предупреждения завоза и распространения инфекционных заболеваний, в том числе управляемых средствами специфической профилактики;
- недопущения завоза и распространения на территории страны особо опасных инфекционных болезней, обеспечения биологической безопасности и минимизации рисков распространения инфекции;
- минимизация рисков при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом, в том числе организованных групп детей, снижение факторов риска при организации питания в пути следования, водообеспечения, эпидемиологических рисков.
- минимизация рисков для здоровья населения от влияния загрязнения атмосферного воздуха, почвы, питьевой воды, пищевых продуктов, воздействия физических факторов;
- профилактики и снижения рисков для здоровья детей и подростков от влияния факторов риска, связанных с условиями обучения и воспитания, включая питание;
- профилактики и снижения рисков для здоровья работников железнодорожного транспорта в связи с влиянием факторов производственной среды и трудового процесса;
- обеспечения реализации мер по снижению рисков для здоровья работников железнодорожной отрасли в том числе в связи с влиянием поведенческих факторов, формирование здорового образа жизни работников железнодорожной отрасли, железнодорожной инфраструктуры и членов их семей, включая популяризацию культуры здорового питания, профилактику употребления алкоголя и наркотиков, противодействие потреблению табака;
- развития и реализации фундаментальных и прикладных научных исследований в области гигиены и эпидемиологии, ориентированных на управление современными угрозами и вызовами.
Основные направления деятельности Управления, ФБУЗ, ВНИИЖГ включают:
- реализацию документов стратегического планирования;
- совершенствование контроля (надзора) за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, требований к организации питания;
- оптимизацию и развитие системы лабораторного обеспечения деятельности Управления;
- реализацию научных исследований и разработок, направленных на решение задач по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- развитие двустороннего и многостороннего международного сотрудничества в целях снижения угроз здоровью и благополучию населения Российской Федерации и продвижения национальных интересов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, биологической безопасности и защиты прав потребителей;
- развитие кадрового потенциала, минимизацию коррупционных рисков и предпосылок возникновения конфликта интересов;
- модернизацию бюджетного процесса в условиях внедрения проектных методов управления;
- совершенствование системы управления государственным имуществом и совершенствование системы планирования инфраструктурного развития;
- развитие деятельности по информатизации и обеспечению безопасности информации, не содержащей сведения, составляющих государственную тайну;
- совершенствование деятельности по предоставлению государственных услуг и разрешительной деятельности, в том числе исходя из принципов клиентоцентричности;
- внедрение документационных и обеспечивающих процессов в Роспотребнадзоре;
- обеспечение единой информационной политики;
- совершенствование контроля за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
- Реализация документов стратегического планирования
Основными задачами Управления, ФБУЗ, ВНИИЖГ по реализации указанного направления будет являться участие в реализации государственных программ, национальных и федеральных проектов, отраслевых документов стратегического планирования, включая:
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 11.03.2019 № 97 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу»;
- Указ Президента Российской Федерации от 21.01.2020 № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности
Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 04.01.2021 № 12 «Об утверждении Порядка действий органов публичной власти по предупреждению угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с заносом на территорию Российской Федерации и распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний»;
- Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2018 № 585 «Об утверждении Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу»;
- Указ Президента Российской Федерации от 06.06.2019 № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2024 № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы»;
- Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
- Концепция совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.12.2023 № 3745-р);
- Федеральный проект «Чистая вода» национального проекта «Жилье и городская среда»;
- Федеральный проект «Чистый воздух» национального проекта «Экология»;
- Федеральный проект «Генеральная уборка» национального проекта «Экология»;
- Федеральный проект «Экспорт продукции АПК» национального проекта «Международная кооперация и экспорт» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16);
- Федеральный проект «Санитарный щит страны - безопасность для здоровья (предупреждение, выявление, реагирование)» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.10.2021 № 2816-р «Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года»);
- Стратегию государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 № 1837-р);
- План мероприятий по реализации стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.03.2018 № 481-р);
- Государственную программу Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 377);
- Стратегию повышения качества пищевой продукции вРоссийской Федерации до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 1364-р);
- Стратегию развития иммунопрофилактики инфекционных болезней на период до 2035 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.09.2020 № 2390-р) и план ее реализации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.03.2021 № 774-р);
- Стратегию предупреждения распространения антимикробной резистентности в Российской Федерации на период до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 2045-р) и план мероприятий на 2025–2030 годы по ее реализации (распоряжение Правительства Российской Федерации 16.08.2024 № 2214-р);
- План мероприятий по борьбе с хроническим вирусным гепатитом C на территории Российской Федерации до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.11.2022 № 3306-р);
- Программу «Элиминация кори и краснухи, достижение спорадической заболеваемости эпидемическим паротитом в Российской Федерации» (2021-2025гг.) и Национального плана по ее реализации;
- Программу «Эпиднадзор и профилактика энтеровирусной (неполно) инфекции на 2023-2027 гг.»;
- Национальный план действий по поддержанию свободногоот полиомиелита статуса Российской Федерации на 2025-2027 годы;
- Контроль за реализацией Программы мероприятий ОАО «РЖД» по улучшению состояния питьевого водоснабжения по сети железных дорог в рамках инвестиционного проекта «Модернизация систем водоснабжения на сети железных дорог (Чистая вода)» на период 2021-2025 годы.
2. Совершенствование контроля (надзора) за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, требований к организации питания
2.1. Совершенствование правового регулирования контрольной (надзорной) деятельности с учетом риск-ориентированного подхода и практики его применения
Основными задачами Управления, ФБУЗ, ВНИИЖГ по реализации указанного направления будут являться:
- совершенствование механизмов реализации Управлением полномочий, предусмотренных Федеральными законами «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», «Об обязательных требованиях» и «Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях»;
- повышение результативности деятельности при организации и осуществления государственного контроля (надзора) и профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в установленных сферах деятельности Управленияна основе оптимального использования трудовых и материальных ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора);
- совершенствование практики применения положений Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в целях систематизации и оптимизации мер, направленных на предупреждение и минимизацию нарушений в установленной сфере деятельности, предусмотренных в ежегодной Программе профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора);
- осуществление контроля (надзора) за продукцией в обороте как за отдельным объектом контроля (надзора);
- осуществление единообразных подходов к применению должностными лицами Управления обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре);
- анализ правоприменительной практики и подготовка соответствующих разъяснений;
правовое сопровождение претензионной и судебно-исковой работы в целях защиты законных интересов потребителей, Управления, ФБУЗ,ВНИИЖГ.
Ожидаемые результаты:
- реализация нормативных правовых актов, направленных на совершенствование механизмов реализации полномочий Роспотребнадзора в установленных сферах деятельности;
- применение оптимальных подходов к осуществлению контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объекта контроля (надзора) – продукции (товара);
- проведение правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного контроля (надзора), в том числе в рамках досудебного и судебного оспаривания решений, действий (бездействия) Управления и его должностных лиц;
- реализация полномочий Управления в установленных сферах деятельности, включая обеспечение объективного и своевременного рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействия) Управления и его должностных лиц;
- реализация мер, направленных на повышение качества и эффективности контрольных (надзорных) мероприятий и принимаемых по ним мер в целях повышения уровня знаний и умений практического применения законодательства о государственном контроле (надзоре);
- подготовка документов разъяснительного характера о применении обязательных требований;
- достижение ключевых и индикативных показателей результативности и эффективности федерального государственного контроля (надзора) в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, предусмотренных положениями о виде федерального государственного контроля (надзора).
2.2. Планирование и организация контрольной надзорной деятельности
Основными задачами Управления, ФБУЗ по реализации указанного направления деятельности будут являться:
- своевременное и полное выполнение плана контрольных ( надзорных) мероприятий на 2025 год с проведением контроля внесения сведений в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» в соответствии с законодательством;
- формирование плана контрольных (надзорных) мероприятий на 2026 год в соответствии с требованиями законодательства;
- поддержание в актуальном состоянии реестра объектов контроля в модуле «Реестр хозяйствующих субъектов» ЕИАС Роспотребнадзора и Единого реестра видов контроля;
- формирование единой информационной базы правоприменительной практики в области проведения контрольных надзорных мероприятий;
- информатизация деятельности по проведению контрольных надзорных мероприятий;
- проведение контрольных (надзорных) мероприятий с учетомпримененияутвержденных в установленном порядке индикаторов риска;
- контроль исполнения объемов государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении ФБУЗ для обеспечения контрольных надзорных мероприятий.
Ожидаемые результаты:
- формирование в срок до 1 октября 2025 года плана контрольных надзорных мероприятий на 2026 год;
- обеспечение актуальности реестра объектов контроля в модуле «Реестр хозяйствующих субъектов» ЕИАС Роспотребнадзора, Единого реестра видов контроля;
- создание единой информационной базы правоприменительной практики в области проведения контрольных надзорных мероприятий;
- реализация инструментов автоматического формирования и анализа планов контрольных надзорных мероприятий;
- исполнение объемов утвержденного государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении ФБУЗ в пределах значений допустимых (возможных) отклонений от установленных значений показателей качества и (или) объема.
3. Обеспечение федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, требований к организации питания
3.1. Эпидемиологический надзор
Основными задачами Управления, ФБУЗ, ВНИИЖГ по реализации указанного направления будут являться:
- мониторинг, анализ, оценка эпидемиологической ситуации по инфекционным и паразитарным болезням для проведения профилактических мероприятий;
- работа в ЕИАС Роспотребнадзора для эпидемиологического надзора в режиме реального времени;
- планирование профилактических мероприятий с учетом прогноза эпидемиологической ситуации и текущих эпидемических рисков;
- обеспечение санитарной охраны территории, применение АИС «Периметр» для обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
- контроль реализации комплекса мероприятий по профилактике природно-очаговых болезней и болезней, общих для человека и животных;
- совершенствование мероприятий по обеспечению противоэпидемической готовности Управления, ФБУЗ, ВНИИЖГ в целях оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера;
- совершенствование системы лабораторного обеспечения деятельности Управления;
- актуализация нормативно-правовой и методической базы эпидемиологического надзора с учетом современных достижений науки;
- осуществление контроля за организацией эпиднадзора, включая контроль полноты учета инфекционных и паразитарных болезней, иммунопрофилактикой работников железнодорожной отрасли, реализацией плана мероприятий по снижению рисков осложнения эпидемической ситуации;
- обеспечение контроля за организацией иммунопрофилактики работников железнодорожной отрасли в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, включая планирование и проведение иммунопрофилактики, контроль за подчищающей иммунизации против кори;
- контроль реализации национального плана действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации на 2025-2027 годы;
- контроль реализации национального плана мероприятий и программы «Элиминация кори и краснухи, достижение спорадической заболеваемости эпидемическим паротитом в Российской Федерации» (2021-2025 годы);
- проведение надзора, комплекса профилактических мер, направленных на снижение бремени социально-экономических последствий острых респираторных инфекций, включая грипп, новую коронавирусную инфекцию COVID-19;
- надзор и профилактические меры, направленные на снижение интенсивности распространения парентеральных вирусных гепатитов, социально-значимых инфекций;
- совершенствование надзора за ИСМП;
- принятие мер неспецифической профилактики инфекционных болезней, контроля за качеством и эффективностью дезинфекционных мероприятий.
Ожидаемые результаты:
- достижение запланированных индикативных показателей деятельности в рамках Программ;
- обеспечение стабильной эпидемиологической ситуации;
- развитие системы предупреждения, раннего выявления, оперативного реагирования и ликвидации биологических угроз санитарно-эпидемиологического характера;
- совершенствование санитарно-карантинного контроля, дальнейшее использование и развитие АИС «Периметр»;
- обеспечение возможности экспресс тестирования на инфекции в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
- достижение и поддержание (на уровне не ниже 95 %) охвата профилактическими прививками работников железнодорожной отраслив рамках национального календаря профилактических прививок;
- обеспечение полноты планирования иммунизации в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря прививок по эпидемическим показаниям и безопасных условий при проведении иммунизации;
- поддержание заболеваемости корью и краснухой на уровне, соответствующем критериям элиминации;
- поддержание статуса территории Российской Федерации свободной от полиомиелита;
- оптимизация системы эпидемиологического надзора за инфекциями, связанными с оказанием медицинской помощи;
- снижение интенсивности распространения гепатита С среди работников железнодорожной отрасли»;
- стабилизация ситуации по природно-очаговым и болезням общим для человека и животных;
- недопущение завоза и распространения на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний, в том числе зоонозной природы;
- оперативное реагирование и проведение мероприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера.
3.2. Санитарный надзор
Основными задачами Роспотребнадзора, его территориальных органов и подведомственных организаций по реализации указанного направления будут являться:
- совершенствование системы федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) за факторами среды обитания человека, в том числе в рамках реализации федеральных проектов;
- повышение информирования населения о качестве среды обитания;
- совершенствование порядка установления зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
- развитие системы социально-гигиенического мониторинга на основе оценки риска для здоровья в условиях новых рисков и угроз, связанных с влиянием санитарно-гигиенических, социально-экономических факторов и факторов образа жизни;
- совершенствование системы управления рисками причинения вреда (ущерба) здоровью населения;
- обеспечение радиационной безопасности;
- совершенствование системы расследования, учета и профилактики профессиональных заболеваний работников железнодорожной отрасли;
- совершенствование контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов;
- совершенствование подходов к обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья детей путем разработки и внедрения научных исследований в области оценки и анализа рисков для их здоровья в условиях меняющейся системы образования и воздействия факторов образовательной среды;
- развитие информационно-коммуникационной кампании, направленной на профилактику и сохранение здоровья, вовлечение граждан и различных организаций в мероприятия по укреплению общественного здоровья;
Ожидаемые результаты:
- увеличение информированности населения о качестве объектов среды обитания человека на конкретной территории;
- минимизация рисков для здоровья населения от влияния санитарно-гигиенических, социально-экономических факторов и факторов образа жизни;
- минимизация радиационных рисков для населения Российской Федерации, возникающих вследствие радиационных аварий, уменьшение опасного воздействия радиационных факторов на население;
- создание единых информационных баз данных, включая интеграцию внутренних и внешних потоков информации оперативного мониторинга за объектами среды обитания, состояния здоровья населения для оценки санитарно-эпидемиологической обстановки и рисков для здоровья населения.
3.3. Защита прав потребителей
Основными задачами Управления по реализации указанного направления будут являться:
- выполнение Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.03.2018 № 481-р;
- обеспечение формирования эффективной судебной практики, связанной с обращением в суд с заявлением в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, а также с вступлением в процесс в целях дачи заключения по делу о защите прав потребителей в рамках гражданского или административного судопроизводства;
- взаимодействие с органами исполнительной власти, структурами ОАО «РЖД» в целях обеспечения интересов потребителей и повышения эффективности федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей;
- взаимодействие с Главным Управлением на транспорте МВД России, структурами ОАО «РЖД» в целях реализации мероприятий по пресечению и ликвидации несанкционированной торговли на железнодорожном транспорте;
- развитие системы информирования и консультирования потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав, в том числе расширение практики использования потенциала многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг для осуществления консультирования граждан;
- использование риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований, включая создание риск-профиля контролируемых лиц по виду деятельности, характеристикам, накопленным данным о результатах профилактики, а также риск-профиля групп товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в целях выявления максимального количества нарушений обязательных требований при минимальных временных и ресурсных затратах;
- переход к непрерывному мониторингу эффективности контрольной (надзорной) деятельности в области защиты прав потребителей при выявлении индикаторов риска нарушений обязательных требований.
Ожидаемые результаты:
- выполнение Плана мероприятий по реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.03.2018 № 481-р;
- повышение эффективности судебной защиты прав потребителей, защиты законных интересов группы потребителей, неопределенного круга потребителей;
- повышение правовой грамотности и социальной ответственности хозяйствующих субъектов и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты этих прав;
- проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий с учетом риск-ориентированного подхода, в том числе:
не менее 85 % состоявшихся контрольных (надзорных) мероприятий по индикаторам риска закончились выявлением нарушений;
не менее 85 сработавших индикаторов риска позволяют осуществить контрольные (надзорные) мероприятия;
не более 10 % отказов со стороны органов прокуратуры в согласовании контрольных (надзорных) мероприятий по индикаторам риска по причинам, предусмотренным законодательством;
- эффективное использование новых инструментов государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, осуществлении профилактических мер и планирования работы Управления.
4. Оптимизация и развитие системы лабораторного обеспечения деятельности Роспотребнадзора
Основными задачами ФБУЗ, ВНИИЖГ по реализации указанного направления будут являться:
- совершенствование лабораторной деятельности;
- формирование информационного пространства лабораторного обеспечения надзора в ЕИАС Роспотребнадзора;
- модернизация лабораторий и научно-производственных мощностей;
- совершенствование системы подготовки и повышение квалификации специалистов.
Ожидаемые результаты:
- разработка алгоритмов организации лабораторного обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, социально-гигиенического мониторинга;
- оптимизация функционирования многоуровневой системы лабораторного обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
- формирование единых схем лабораторного обеспечения по типам контролируемых объектов с учётом реализации территориальной схемы маршрутизации проб;
- стандартизация лабораторных подходов в целях обеспечения готовности специалистов в случае возникновения ЧС регионального масштаба и включения их в работу без этапа длительной адаптации;
- повышение функциональности ЕИАС Роспотребнадзора;
- создание электронного информационного фонда документов в области санитарно-эпидемиологического нормирования.
5. Реализация научных исследований и разработок,
направленных на решение задач по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Основными задачами ФБУЗ, ВНИИЖГ по реализации указанного направления будут являться:
- реализация концепции стратегического развития научных организаций Роспотребнадзора эпидемиологического и гигиенического профиля, а также отраслевых научно-исследовательских программ по гигиене и эпидемиологии на 2025-2030 годы, направленных на достижение целевых индикаторов, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»;
- реализация концепции научного обеспечения деятельности Управления на период до 2030 года, а также отраслевых научно-исследовательских программ по гигиене и эпидемиологии на период 2026-2030 годов, направленных на достижение национальных целей развития Российской Федерации, в том числе на увеличение продолжительности жизни, сохранение здоровья населения, снижение рисков от влияния комплекса факторов среды обитания;
- проведение инновационных фундаментальных и прикладных научных исследований в области гигиены, эпидемиологии и профилактической медицины;
- научное обеспечение практической реализации риск-ориентированного подхода в деятельности Управления;
- развитие методологии и технологий анализа, прогноза и управления рисками здоровью, связанными с состоянием среды обитания и образом жизни населения на базе больших данных, наукоемкой обработки и цифровых технологий (нейронные сети, математическое моделирование, оптимизация, искусственный интеллект и пр.).
- цифровизация деятельности в ЕИАС Роспотребнадзора.
Ожидаемые результаты:
- повышение эффективности деятельности ФБУЗ, ВНИИЖГ в рамках национальных проектов и отраслевых научно-исследовательских программ Роспотребнадзора, ориентированных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, биологической безопасности и повышение качества жизни населения Российской Федерации;
- подготовка актуализированных и гармонизированных с международными требованиями нормативных и методических документов по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- совершенствование методологии анализа и прогнозирования санитарно-эпидемиологической обстановки, внедрение в практику современных методов оценкии управления рисками воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека;
- организация эффективной деятельности референс-центров по социально-гигиеническому мониторингу, мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней и испытательных лабораторных центров, проблемных комиссий Учёного совета, созданных на базе научных организаций Роспотребнадзора.
6. Развитие двустороннего и многостороннего международного сотрудничества в целях снижения угроз здоровью и благополучию населения Российской Федерации и продвижения национальных интересов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, биологической безопасности и защиты прав потребителей
Основными задачами Управления, ФБУЗ, ВНИИЖГ по реализации указанного направления будут являться:
- развитие и укрепление двустороннего и многостороннего международного сотрудничества по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей с приоритетом на поддержание регулярного взаимодействия с приграничными государствами.
Ожидаемые результаты:
- снижение рисков завоза железнодорожным транспортом инфекционных болезней и распространения на территории Российской Федерации путем развития приграничного сотрудничества в области санитарной охраны территории.
- формирование международного имиджа Российской Федерации как партнера в реализации международных программ по борьбе с инфекционными болезнями;
- совершенствование функционирования единой системы противодействия угрозам инфекционных болезней на евразийском пространстве и пространстве СНГ.
7. Развитие кадрового потенциала и реализация комплекса мер по профилактике коррупционных и иных правонарушений
Основными задачами Управления, ФБУЗ, ВНИИЖГ по реализации указанного направления будут являться:
- развитие кадрового и наращивание интеллектуального потенциала Службы, индивидуализация профессионального развития кадрового состава за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ с учетом области и вида его профессиональной служебной деятельности в течение всего периода профессиональной служебной деятельности;
- совершенствование механизмов кадрового подбора и отбора, учитывающих потребность, и методического инструментария по определению потребности в привлечении востребованных специалистов, требующих высшего и среднего профессионального образования;
- совершенствование механизмов профилактики коррупционных и иных правонарушений;
- использование информационно-коммуникационных технологий в целях повышения качества кадровой работы;
- профориентационная работа с обучающимися общеобразовательных организаций;
- развитие кадровых процессов в части реализации стандарта «Внутренний клиент» в рамках федерального проекта «Государство для людей»;
- сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Ожидаемые результаты:
- формирование квалифицированных кадровых ресурсов государственной гражданской службы;
- внедрение современных кадровых технологий на гражданской службе в целях ее эффективного функционирования;
- развитие целостной многоуровневой системы профессионального развития гражданских служащих в течение всего периода прохождения гражданской службы, учитывающей уровень должности, область профессиональной служебной деятельности, специфику должностных обязанностей гражданского служащего;
- внедрение программ мотивации и обеспечения должностного роста наиболее результативных гражданских служащих, расширение практики служебных стажировок;
- внедрение единой методики прохождения испытания, совершенствования порядка отбора кандидатов и методов оценки профессиональных качеств, внедрение единой методики проведения аттестации государственных гражданских служащих для оценки их профессиональной служебной деятельности; стимулирования добросовестного исполнения должностных обязанностей и повышения профессионального уровня; определения направлений профессионального развития; обеспечения обоснованности принимаемых представителем нанимателя решений на основе результатов оценки профессиональной служебной деятельности гражданских служащих; формирования кадрового резерва для замещения вакантных должностей гражданской службы в порядке должностного роста;
- формирование кадрового резерва с учетом практики формирования кадровых резервов и резервов управленческих кадров, формирование актива «Молодые профессионалы», поддержка инициатив и проектов Совета молодых ученых и специалистов;
- стимулирование гражданских служащих к повышению эффективности своей профессиональной служебной деятельности;
- развитие механизмов профилактики коррупционных правонарушений, включая контроль за доходами и расходами отдельных категорий гражданских служащих и работников, мониторинг соблюдения системы запретов, ограничений и обязанностей государственных гражданских служащих и работников, обеспечение неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения;
- осуществление наставничества в целях формирования у молодых специалистов профессиональных знаний и умений, надлежащего исполнения ими должностных обязанностей, ознакомления с особенностями профессиональной деятельности;
- формирование индивидуальной образовательной траектории как основы подготовки квалифицированного кадрового состава;
- применение практики служебных стажировок;
- привлечение абитуриентов на целевое обучение;
- взаимодействие с органами образования субъектов Российской Федерации с целью открытия классов в общеобразовательных школах медико-профилактической направленности; разработка и внедрение механизмов использования инфраструктуры органов и организаций Роспотребнадзора, в том числе их музеев, в целях осуществления профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций;
- формирование у граждан, обучающихся по программам высшего образования в соответствии с договорами о целевом обучении, мотивации к осуществлению профессиональной деятельности в органах и организациях Роспотребнадзора после завершения обучения, в том числе посредством организации практической подготовки у заказчика целевого обучения, оказания поддержки студентам профильных образовательных организаций, в первую очередь студентам медико-профилактических факультетов;
- взаимодействие с образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по программам медико-профилактического направления в целях профессиональной ориентации студентов медико-профилактических факультетов, направленной на самоопределение специальности до завершения обучения;
- поддержка талантливых студентов профильных образовательных организаций, в том числе в области математики и информатики, способствующая обеспечению перспективного кадрового потенциала для решения задач развития цифровой экономики;
- развитие научно-образовательной базы;
- повышение уровня удовлетворенности внутреннего клиента (целевая аудитория: сотрудники Управления) кадровыми процессами;
- ведение общественно-политической работы в коллективах в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022
№ 809;
- применение электронного кадрового делопроизводства.
- Модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения проектных методов управления
Основными задачами Управления, ФБУЗ по реализации указанного направления будут являться:
- совершенствование организации бюджетного процесса;
- оптимизация расходов;
- совершенствование информационных технологий организации бюджетного процесса с использованием финансовых подсистем ГИС ЗПП, ПО Электронный бюджет, СУФД, ПУР.
Ожидаемые результаты:
- эффективное и оптимальное расходование бюджетных средств, в том числе при организации закупок для нужд, исходя из целей и планируемых показателей их деятельности;
- качественное формирование проекта бюджета Управления, плана финансово-хозяйственной деятельности ФБУЗ и планирование расходов исходя их целей;
- непрерывный анализ кассовых расходов Управления с целью равномерного и эффективного использования средств, перераспределения лимитов бюджетных обязательств.
- Совершенствование системы управления государственным имуществом и совершенствование системы планирования инфраструктурного развития
Основными задачами Управления, ФБУЗ, ВНИИЖГ по реализации указанного направления будут являться:
- повышение качества управления федеральным имуществом, сокращение количества объектов недвижимого имущества, не используемого в хозяйственной деятельности:
- строительство, реконструкция, модернизация и техническое перевооружение лабораторной базы;
- повышение эффективности закупочной деятельности как элемента управления финансовыми активами;
- разработка унифицированных шаблонов для тендерной документации в целях сокращения времени ее подготовки и уменьшения возможного количества ошибок;
- анализ закупочной деятельности для оценки эффективности проведенных закупок, выявления наиболее успешных примеров и мотивации участников закупочной деятельности, в том числе посредством публикации отчетных данных.
Ожидаемые результаты:
- снижение и предотвращение случаев неправомерного и неэффективного использования федерального имущества;
- организация работы, направленной на предотвращение случаев, когда федеральное имущество может быть отнесено к излишнему, неиспользуемому или используемому не по назначению имуществу;
- повышение экономической отдачи (положительного экономического эффекта) использования имущества;
- сокращение расходов на содержание ветхого, аварийного имущества;
- повышение финансовой устойчивости и экономических показателей деятельности;
- повышение эффективности закупочной деятельности.
- Развитие деятельности по информатизации и обеспечению
безопасности информации, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну
Основными задачами Управления, ФБУЗ, ВНИИЖГ по реализации указанного направления будут являться:
- участие в программе цифровой трансформации Роспотребнадзора на 2025 год;
- участие в развитии существующих и введении новых модулей ЕИАС Роспотребнадзора, цифровых подсистем анализа и прогнозирования;
- развитие официальных сайтовУправления, ФБУЗ, ВНИИЖГ;
- ведение единой системы электронного документооборота (СЭД) Роспотребнадзора.
Ожидаемые результаты:
- сопровождение и обеспечение доступа к внешним информационным системам и ресурсам федеральных органов государственной власти;
- объединение в единую информационную среду и прохождение электронных документов центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций Роспотребнадзора;
- организация информационного взаимодействия между органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, органами прокуратуры, иными государственными органами, а также организациями, в рамках проведения мероприятий по государственному контролю (надзору), путем предоставления доступа к информации о деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, государственному контролю (надзору) и об используемых ими производственных объектах в среде СМЭВ.
- Совершенствование деятельности по предоставлению государственных услуг и разрешительной деятельности, в том числе исходя из принципов клиентоцентричности
Основными задачами Управленияпо реализации указанного направления будут являться:
- оптимизация процедур предоставления государственных услуг и разрешительной деятельности –участие в внедрении принципов клиентоцентричности в качестве показателей качества осуществления государственных услуг и разрешительной деятельности;
- участие в внедрении реестровой модели предоставления государственных услуг и разрешительной деятельности (в отношении санитарно-защитных зон, санитарно-эпидемиологических заключений, свидетельств о государственной регистрации).
Ожидаемые результаты:
- снижение временных затрат заявителей на 15 % и сотрудников Управления на 30 % при предоставлении государственных услуг и разрешительной деятельности;
- повышение до 70 % востребованности предоставления государственных услуг и разрешительной деятельности в электронном виде (средняя доля заявлений, поступающих посредством Единого портала государственных услуг, по всем видам государственных услуг и разрешительной деятельности составляет не менее 50 %);
- минимизация необходимых межведомственных запросов и количества запрашиваемых документов (100 % количества запросов осуществляется автоматически, в том числе посредством витрин данных);
- сохранение уровня удовлетворенности заявителей качеством предоставления государственных услуг и разрешительной деятельности (средняя оценка удовлетворенности достигает 4,8 из 5 баллов).
- Внедрение документационных и обеспечивающих процессов в Роспотребнадзоре
Основными задачами Управления, ФБУЗ, ВНИИЖГ по реализации указанного направления будут являться:
- упрощение внутреннего взаимодействия специалистов Управления за счет полного перевода в электронный вид документационного, архивного, конкурсного обеспечения деятельности Управления.
Ожидаемые результаты:
- организация и проведение мероприятий по трансформации и оптимизации делопроизводства в целях улучшения показателей деятельности;
- минимизация ручных (неавтоматизированных) операций и получение экономии времени при реализации возложенных функций и задач;
- разработка сервисов для специалистов, связанных с обеспечением деятельности Роспотребнадзора.
13. Совершенствование единой информационной политики
Основными задачами Управления, ФБУЗ, ВНИИЖГ по реализации указанного направления будут являться:
- оперативное информирование населения через средства массовой информации о гигиеническом воспитании, прогнозируемых и возникших санитарно-эпидемиологических ситуациях, предпринятых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий;
- организация регулярного освещения и доведения до общественности в средствах массовой информации, включая использование информационных технологий сети «Интернет», информации о деятельности Роспотребнадзора по решению возложенных на него задач и полномочий, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей в области потребительского рынка, а также формировании объективного положительного общественного мнения по вопросам деятельности Роспотребнадзора.
Ожидаемые результаты:
- нивелирование негативной информации в средствах массовой информации и сети Интернет о деятельности Роспотребнадзора;
- формирование у населения системных знаний о санитарно-эпидемиологической и биологической безопасности;
- повышение лояльности населения к инициативам и мероприятиям Роспотребнадзора по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей.
14. Совершенствование контроля за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основными задачами Управления, ФБУЗ, ВНИИЖГ по реализации указанного направления будут являться:
- совершенствование надзорной деятельности в целях снижения риска для здоровья населения от воздействия факторов окружающей среды в результате угрозы возникновения и возникновения чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера;
- совершенствование системы лабораторного обеспечения деятельности Роспотребнадзора для своевременной оценки качественного и количественного загрязнения среды обитания человека в условиях угрозы возникновения и возникновения чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера.
Ожидаемые результаты:
- уменьшение времени реагирования функциональной подсистемы Управления в условиях угрозы возникновения и возникновения чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера;
- повышение информированности населения о качестве объектов среды обитания человека в условиях угрозы возникновения и возникновения чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера.