УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И
БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ

train



 slobovid  vk  ok  tg


УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ!

ИНФОРМИРУЕМ ВАС ОБ ИЗМЕНЕНИИ ОФИЦИАЛЬНОГО ЭЛЕКТРОННОГО ПОЧТОВОГО АДРЕСА!
ПОЧТОВЫЙ АДРЕС URPNGT@GSEN.RU НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ.

АКТУАЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОЧТОВЫЙ АДРЕС

 

75 победа 1945- 2020 (Военно-санитарные поезда во время Великой Отечественной войны)

 
 

    24 июня 1941 года НКПС дал указание железным дорогам сформировать 288 военно-санитарных поездов, для чего было выделено 6 тысяч вагонов. Приказом Народного комиссара обороны СССР (НКО) от 26 июня 1941 г. введено в действие «Положение о военно-санитарных поездах», подписанным заместителем наркома обороны СССР маршалом Советского Союза С.М. Буденным.

    В 1941 г. НКО и НКПС также были введены «Правила составления постоянных и временных военно-санитарных поездов и оборудования для них подвижного состава», «Инструкция по погрузке и разгрузке военно-санитарных поездов», в мае 1942 г. – «Руководство по организации и работе военно-санитарных поездов».

    Согласно Положению о военно-санитарных поездах, они были предназначены для перевозки раненых и больных и оказания им в пути следования необходимой медицинской помощи. Различались постоянные и временные военно-санитарные поезда.

    Постоянные военно-санитарные поезда (ПВСП) предназначались для перевозки раненых и больных из госпитальных баз армий в госпитальные базы фронтовых и внутренних районов. Состояли они из 17-18 вагонов с плановой емкостью 374-507 мест, в том числе для тяжелораненых до 147. В составе постоянного военно-санитарного поезда содержались электростанция, вещевой цейхгауз, кухня, аптека-перевязочная, вагон для тяжелораненых.

    Временные военно-санитарные поезда (ВВСП) предназначались для эвакуации раненых и больных от прифронтовых станций до госпитальных баз армий. Они имели постоянную часть и переменную. Первая состояла из четырех вагонов. Переменная часть состояла примерно из 40 вагонов товарного порожняка, из них 20 вагонов для тяжелораненых с носилками на пружинах, остальные с типовым оборудованием для перевозки людей. В местах разгрузки переменная часть могла быть расформирована, а постоянная вновь следовала к месту погрузки. Емкость временных военно-санитарных поездов устанавливалась в 598-857 мест, в том числе для тяжелораненых до 350 мест.

    Первый военно-санитарный поезд № 312, подготовленный на Вологодском паровозовагоноремонтном заводе, вышел в первый рейс 26 июня 1941 года. В бригаде поезда было 40 медицинских работников и железнодорожников. Поезд совершил десятки рейсов на все фронты, пройдя 200 тысяч километров, то есть расстояние, равное пяти кругосветным маршрутам. За это время поездом было перевезено более 25 тысяч раненых.

Военно-санитарный поезд  № 312

 

    Подготовка пассажирских вагонов под санитарные и их оборудование предусматривалось на вагоноремонтных заводах и вагонных участках. Контроль за формированием военно-санитарных поездов был возложен на Санитарное управление Красной Армии.

    Наиболее специализированными были постоянные военно-санитарные поезда. Они использовались для эвакуации в глубокие тыловые госпитали, могли находиться в пути по несколько дней. В них были и специализированные вагоны для раненых в череп, челюсти, грудную клетку, глаза и т.п. Специальными были также вагоны-изоляторы для инфекционных больных и вагоны для лиц с психическими расстройствами .

     В 1941 году в эксплуатации находилось 272 военно-санитарных поезда. К началу 1942 года было организовано уже порядка 700 военно-санитарных поездов. Для санитарной эвакуации было сформировано 260 постоянных военно-санитарных поездов (ПВСП), 137 временных военно-санитарных поездов (ВВСП), 300 санитарных летучек.

    Среди значительных недостатков в работе этого вида санитарного транспорта было крайне медленное его продвижение в тыл и обратно. Положение еще более усугубилось, когда с октября 1942 г., в случае нарушения графика работы железной дороги, продвижение военно-санитарных поездов осуществлялось в предпоследнюю очередь.

    В 1942 г. приказом Народного Комиссара Обороны СССР №48 1942 г. введено формирование санитарных летучек, которые обращались на небольших расстояниях и формировались в основном из крытых грузовых вагонов, оборудованных под перевозку раненых. Военно-санитарные летучки (ВСЛ) предназначались для вывоза преимущественно легкораненых и больных из головных армейских госпиталей до госпитальных баз армий и не далее фронтовой приемосортировочной базы. Число прицепляемых вагонов составляло 10-12 на 250-300 человек, из них 2-3 вагона предназначались для лежачих больных.

 

Женщины-медики делают перевязку в вагоне санитарного поезда №111

 

     В январе 1943 г. изменился порядок продвижения военно-санитарных поездов: груженые - в первую очередь, порожние - в четвертую. За годы войны в перевозках по эвакуации раненых было задействовано 11 863 поезда. Общее число вывезенных железнодорожным транспортом раненых и больных за всю войну составило порядка 5 млн. человек.

Адрес: 115054, г. Москва, ул. Дубининская, д.17
Тел/Факс:+7 (499) 235-25-72
Тел.: +7 (499) 623-36-04

© Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту 2006-2024