УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕА ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ
Горячая линия Горячая линия
время работы: пн-чт с 9:00 до 18:00
пт с 9:00 до 16:45
перерыв с 12:00 до 12:45
Главная / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / Санитарно-эпидемиологический надзор /
О возврате, обмене или замене товара в аптеке
30.01.2020
 
 

В аптеках нередко можно увидеть объявления «Купленные лекарства обмену и возврату не подлежат», «Товар, купленный в аптеке, обмену и возврату не подлежит». В большей части случаев у аптечных учреждений действительно есть юридические основания для отказа в возврате или обмене товара.

 

Согласно положению п. 2.17. «Порядка отпуска лекарственных средств», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785 (ред. от 22.04.2014) приобретенные гражданами лекарственные препараты надлежащего качества не подлежат возврату или обмену. Аналогичная норма установлена Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, утвердившим «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (далее — Перечень).

 

Внимание! Данный перечень распространяется на товар надлежащего качества. В указанный перечень входят товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми, лекарственные препараты).

 

Товар ненадлежащего качества — это товар, имеющий «недостаток» или «существенный недостаток». Если, в качестве товара, в том числе лекарственного препарата или товара медицинского назначения, у потребителя возникли обоснованные сомнения или же необходима экспертиза для выявления его дефектов, продавец (сотрудник аптеки) обязан принять этот товар и направить в экспертную организацию для проведения экспертизы.

 

Потребитель имеет право присутствовать при экспертизе, об этом необходимо письменно  заявить при подаче претензии продавцу.

 

Если исследованный товар будет признан некачественным, расходы на проведение экспертизы понесет продавец, либо изготовитель продукции.

 

 Если же по результатам экспертизы сделан вывод о надлежащем качестве товара – расходы за проведенную экспертизу возмещает покупатель.

 

Потребитель имеет право в судебном порядке обжаловать решение экспертизы в случае несогласия.

 

Покупатель и фармацевт должны знать: некачественный медицинский товар потребитель имеет право вернуть в аптеку.

 

Учитывая изложенное, возврат (замена) товаров, в том числе реализуемых через аптеки, может быть осуществлен в следующих случаях:

- если потребителю был продан товар ненадлежащего качества, (основание ст. 503 Гражданского кодекса РФ, ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1);

- если потребителю не была предоставлена продавцом возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, изготовителе (основание п. 3 ст. 495 Гражданского кодекса РФ, ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1);

- если был нарушен порядок отпуска лекарственных препаратов, предусмотренный нормативно-законодательными актами, а именно: рецептурный препарат продан без рецепта (основание п. 2.1. «Порядка отпуска лекарственных средств», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785, п. 76 Правил продажи отдельных видов товаров);

- при ошибке со стороны фармацевта в наименовании товара или в дозировке лекарственного средства, или в его форме (основание п. 2 ст. 469 Гражданского кодекса РФ, п. 3 ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1);).

 

 Кроме этого, стоит отметить, что в соответствии с п.24 Постановления Правительства Российской Федерации №55 товар, на который установлен срок годности, в том числе лекарственные препараты, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности.

 

Недостатком лекарственных препаратов, медицинских изделий можно считать: истекший срок годности, отсутствие обязательной информации, несовпадение серии и сроки годности на упаковке и препарате, отсутствие инструкции по применению препарата; несоответствие описание препарата в инструкции фактическому цвету, запаху, форме, размеру, консистенции и иным показателям препарата; наличие в упаковке брака - сколы, негерметичность, смазанная полиграфия.

 

Будьте внимательны при покупке лекарственных препаратов, не отходя от кассы проверяйте правильность расчета, наименование товара, целостность упаковки, срок годности, требуйте проверки приборов в Вашем присутствии (если это технически возможно), не требуйте продажи рецептурных препаратов без наличия у Вас необходимых документов, чтобы не создавать проблем ни себе, ни работникам аптеки.

 

Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту напоминает, что при оформлении претензии к продавцу необходимо обратить внимание на смысловую разницу слов замена и обмен. Слово замена используется при требовании в отношении некачественного товара, слово обмен при требовании в отношении качественного товара.