УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕА ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ
Горячая линия Горячая линия
время работы: пн-чт с 9:00 до 18:00
пт с 9:00 до 16:45
перерыв с 12:00 до 12:45
Главная / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / Защита прав потребителей /
О новых подходах к защите прав потребителей в связи с принятием Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»
30.05.2019
 
    С 3 сентября 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (за исключением некоторых положений) (далее – Закон №123-ФЗ), согласно которому на территории Российской Федерации вводится институт финансового уполномоченного, призванного защищать права граждан в сфере кредитования и на страховом рынке.

    Закон № 123-ФЗ направлен на создание на безвозмездной для граждан основе системы досудебного урегулирования споров с финансовыми организациями в ситуациях, когда потребитель и организация не смогли урегулировать спор в претензионном порядке, и устанавливает порядок досудебного урегулирования между финансовыми организациями и их клиентами.
 
    Таким образом, обращение к финансовому уполномоченному станет обязательной стадией перед обращением в суд.

   Финансовый уполномоченный будет рассматривать обращения потребителей в отношении финансовых организаций, если размер требований потребителя о взыскании денежных сумм не превышает 500 тыс. руб.

    В случае, если размер требований потребителя финансовых услуг превышает 500 тыс. руб., потребитель финансовых услуг вправе заявить указанные требования в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» в судебном порядке без направления обращения финансовому уполномоченному.

    Обращение потребителя должно быть направлено финансовому уполномоченному в пределах срока исковой давности (срок давности по обращениям к омбудсмену – 3 года со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права). В случае истечения данного срока гражданин может восстановить свои нарушенные права через суд.

    В своей деятельности финансовый уполномоченный будет рассматривать обращения потребителей кредитных и страховых услуг, микрофинансовых организаций, негосударственных пенсионных фондов (НПФ), услуг ломбардов и кредитных потребительских кооперативов.

    Перечисленные организации будут обязаны взаимодействовать с финансовыми уполномоченными, решения которых будут носить для данных финансовых организаций обязательный характер. В случае неисполнения ими решений финансового уполномоченного потребителю будет выдаваться исполнительный документ (удостоверение) для обращения в службу судебных приставов.

    Для обеспечения деятельности финансовых уполномоченных будет создана Служба финансовых уполномоченных по правам потребителей услуг финансовых организаций в форме некоммерческого партнерства, высшим органом которой будет Совет.

    Омбудсмен при принятии решений независим от непосредственных участников спора, органов государственной власти, Банка России и других организаций и должностных лиц.

    Вводить институт финансового уполномоченного будут постепенно:
- с 01.06.2019 для страховых организаций, осуществляющих деятельность по ОСАГО, ДСАГО, страхованию средств наземного транспорта (кроме железнодорожного);
- с 28.11.2019 в отношении страховщиков по иным видам страхования;
- с 2020 г. для микрофинансовых организаций;
- с 2021 г.  для всех остальных финансовых организаций (кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, кредитные организации, негосударственные пенсионные фонды).

    Обращение финансовому уполномоченному может быть направлено в электронной форме через личный кабинет на сайте финансового уполномоченного (https://finombudsman.r), либо письменно на бумажном носителе по адресу финансового уполномоченного: 119017, г. Москва, Старомонетный пер., дом 3.