УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕА ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ
Горячая линия Горячая линия
время работы: пн-чт с 9:00 до 18:00
пт с 9:00 до 16:45
перерыв с 12:00 до 12:45
Главная / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / Защита прав потребителей /
О предоставлении помощи маломобильным пассажирам на железнодорожных вокзалах
12.01.2021
 
В 2020 г. почти на 70% увеличено число железнодорожных вокзалов и остановочных пунктов, где доступна специализированная помощь пассажирам с ограниченными физическими возможностями.
 

Количество вокзалов и остановочных пунктов, на которых оказывается специализированная помощь маломобильным пассажирам, превысило 1500 (в начале 2020 года – около 900 вокзалов).

На них пассажиры могут получить помощь в оформлении билетов, перемещении ручной клади и багажа, а также в сопровождении по территории вокзала (кассовые залы, залы ожидания, камеры хранения, медпункт, платформы и т. д.).

По состоянию на 01.01.2021 полностью адаптирован 101 железнодорожный вокзал (в начале 2020 г. их количество составляло 84).
 

Для создания безбарьерной среды на вокзалах обеспечивается беспрепятственный доступ к основным функциональным зонам: в местах перепада высот устанавливаются пандусы, лифты и другие подъемные устройства. Для ориентирования слабовидящих пассажиров обустраиваются тактильно-контрастные указатели, пиктограммы, мнемосхемы, тактильные таблички, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля. Кассовые залы и залы ожидания оборудуются индукционными системами для слабослышащих. Для пассажиров, передвигающихся в кресле-коляске, адаптируются билетные кассы, обеспечивается доступность санитарных комнат, оборудуются места отдыха в залах ожидания.

Ежегодно увеличивается и количество пассажирских вагонов со специализированным купе для маломобильных пассажиров: приобретаются новые вагоны и модернизируются уже эксплуатируемые. Конструкция таких вагонов позволяет пассажиру передвигаться на кресле-коляске: здесь предусмотрены подъемные посадочные устройства и увеличена ширина дверей вагона, тамбурной зоны и коридора. Зрительная информация в них дублируется азбукой Брайля.

В настоящее время на сети железных дорог Российской Федерации эксплуатируется 992 пассажирских вагона со специализированным купе для маломобильных пассажиров. Скоростные и высокоскоростные поезда – «Ласточка» (231 состав), «Сапсан» (16 составов), «Стриж» (7 составов) и «Аллегро» (4 состава) – также соответствуют требованиям обеспечения условий доступности для маломобильных пассажиров.

При оформлении билетов на специализированные места для инвалидов и их сопровождающих перевозчики предоставляют скидки к тарифам на проезд. Так, при приобретении проездного документа в специализированное купе поездов формирования АО «Федеральная пассажирская компания» (далее - АО «ФПК») для инвалида и его сопровождающего действует скидка 50%, на специализированные места в поездах «Сапсан» – скидка 40%. Кроме того, для пассажиров с инвалидностью I группы – участников программы лояльности «РЖД Бонус» перевозчиком АО «ФПК» установлен специальный тариф со скидкой 50% при проезде по территории России в двухместном купе вагона СВ.

Если в составе пассажирского поезда дальнего следования отсутствует вагон с купе для лиц с ограниченными физическими возможностями, он может быть включен в состав по заявке пассажира, поданной через Центр содействия  мобильности ОАО «РЖД» или билетную кассу.

В Центре содействия мобильности по телефону 8 (800) 775-00-00 с добавочным 1 (в тоновом режиме) также принимаются заявки на оказание ситуационной помощи на железнодорожных вокзалах. Заявку можно оставить за 3 суток до поездки, но не менее чем за 24 часа до момента оказания услуг. Подробная информация опубликована на официальном сайте ОАО «РЖД» (http://pass.rzd.ru).