УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕА ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ
Главная / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / Защита прав потребителей /
Международный день отказа от покупок
26.11.2021

Всемирный день отказа от покупок (BuyNothingDay) отмечается ежегодно в конце ноября одновременно с «Черной пятницей» и началом рождественских распродаж.

Автор идеи - канадский художник-рекламист Тед Дейв, выступающий против рекламной и маркетинговой индустрии, создающей иллюзию необходимости все большего и большего потребления и, как следствие,приводящий к глобальному изменению климата и ухудшению состояния окружающей среды.

Изначально день назывался NoShopDay и проходил под девизом «Достаточно — значит достаточно!»

Впервые BuyNothingDay отметили в Канаде в сентябре 1992 года, через 5 лет его стали проводить по всей Северной Америке в «Черную пятницу», а в Европе – в субботу после дня распродаж. Условием участия в акции является отказ от покупок в течение 24 часов.

Проблема нерационального потребления влечет за собой глобальное изменение климата и ухудшению состояния окружающей среды.

Рациональное потребление направлено на повышение эффективности использования ресурсов и развитие справедливой торговли при одновременном снижении уровня бедности и предоставлении каждому возможности иметь хорошее качество жизни, доступ к еде, воде, энергии, медицине и многим другим благам.

Чтобы потреблять меньше ресурсов и оставлять меньше отходов, рекомендуется совершать только запланированные покупки, покупать только нужные вещи, приобретать продукты на развес или в перерабатываемой упаковке, использовать многоразовые вещи вместо одноразовых, использовать измельчитель пищевых отходов, чинить сломанные вещи, делиться вещами, которые не используются, и сортировать бытовые отходы.

Принимая во внимание тот факт, что товары продвигаются исходя из частной выгоды, качество, полезность для здоровья, стали играть для производителей второстепенную роль, потребителю следует знать, какие у него есть права при продаже товаров с недостатками и как отказаться от некачественно товара.

Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту напоминает, что при обнаружении в товаре недостатков, покупатель вправе предъявить продавцу или изготовителю требования о возврате денежных средств, уплаченных за товар, или обменять некачественный товар на новый, если недостатки обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-І «О защите прав потребителей» (далее - Закон) потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Технически сложные и дорогостоящие товары (автотранспортные средства, мотороллеры, катера, холодильники, морозильники, компьютеры и могут быть заменены на товар аналогичной марки с перерасчетом цены только в случае обнаружения существенных недостатков.

Если некачественный товар является крупногабаритным или более 5 кг, и покупатель сам доставляет в ремонт или забирает из ремонта для уценки или замены, то предприниматель обязан оплатить ему расходы, т.к. доставка товара с недостатками для ремонта, уценки, замены продавцу (изготовителю) и возврат потребителю отремонтированного или замененного товара входит в обязанности продавца (изготовителя).

Требование о замене товара должно быть выполнено предприятием в течение 7 дней, а если требуется дополнительная проверка, то в течение 20 дней.

Не подлежат возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, следующие непродовольственные товары надлежащего качества: предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, текстильные товары и трикотажные чулочно-носочные изделия, товары бытовой химии, мебель бытовая и некоторые другие.

Если же товар приобретен дистанционным образом (например, через Интернет), то покупатель согласно статье 26.1 Закона вправе отказаться от товара, в любое время до его передачи, а после передачи - в течение 7 дней. В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент его доставки, покупатель вправе отказаться от него в течение 3 месяцев с момента передачи товара.