УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕА ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ
Горячая линия Горячая линия
время работы: пн-чт с 9:00 до 18:00
пт с 9:00 до 16:45
перерыв с 12:00 до 12:45
Главная / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / Организация деятельности /
Доклад «Об осуществлении государственного контроля (надзора) Управлением Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту в 2016 году»
05.02.2017


Основными направлениями деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту (далее – Управление) в 2016 году являлись:

1. Реализация Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, основных направлений деятельности Роспотребнадзора на 2016 год.
2. Реализация стратегического планирования в деятельности Управления.
3. Повышение эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности и ее обеспечения.
4. Совершенствование организации проведения санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий в отношении инфекционных болезней.
5. Совершенствование федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
6. Совершенствование федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и повышение гарантированного уровня защиты прав потребителей.
7. Выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере защиты прав потребителей, разработка и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов в рамках компетенции Управления.
8. Совершенствование деятельности по предоставлению государственных услуг и осуществлению государственных функций за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий.
9. Реализация Договора о Евразийском экономическом союзе и основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности.
10. Формирование и укрепление кадрового потенциала Управления, реализация комплекса мер по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
11. Финансово-экономическое обеспечение деятельности, модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления.
12. Совершенствование системы правового обеспечения деятельности Управления.
 
Состояние нормативно-правового регулирования в установленных сферах и области деятельности

Управлением направлены в Роспотребнадзор (от 23.12.2016 № 01-08/4038) предложения в целях совершенствования федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей на железнодорожном транспорте по внесению изменений в нормативные правовые акты санитарного законодательства в 2016 году:
1.    СП 2.5.1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте»;
2.    СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза»;
3.    СП 2.5.3157-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей»;
4.    СП 2.5.1335-03 «Санитарные правила для формирований железнодорожного транспорта специального назначения»;
5.    СП 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»;
6.    СП 2.5.1334-03 «Санитарные правила по проектированию, размещению и эксплуатации депо по ремонту подвижного состава железнодорожного транспорта».
 
Организация и проведение государственного контроля

 Управление осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка на 15 железных дорогах Российской Федерации протяженностью более 80 тыс. км и на объектах транспортной инфраструктуры.
 
 Деятельность Управления в 2016 году обеспечивали 115 филиалов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту».
 
 Функции по контролю (надзору) осуществляли 15 территориальных отделов Управления; организация и руководство деятельности территориальных отделов осуществлялись 7 отделами центрального аппарата Управления.
 
 На 1 января 2016 года на учете находилось 3467 субъектов надзора. В течение 2016 года проведена корректировка субъектов надзора; на конец 2016 года на надзоре (контроле) состоит 3437 субъектов надзора.
 
 Доля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых были проведены проверки в 2016 году, уменьшилась на 6,7% и составила 20,9% (2015 г. – 27,6%) от общего количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на железных дорогах Российской Федерации в связи с уменьшением общего количества проведенных проверок.
 
 Общее количество проведенных проверок уменьшилось на 2,3% (2128 проверок, в 2015 году –  2177).
 
 Планом проведения плановых проверок на 2016 год, согласованным Генеральной прокуратурой Российской Федерации, предусмотрено проведение 1132 проверки.
 
 Количество проверок, исключенных Управлением из Плана проведения плановых проверок по основаниям, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 489, уменьшилось в 2,3 раза (2016 – 50, 2015 – 117). Причины исключения из Плана – ликвидация и реорганизация юридических лиц.
 
 Количество проведенных плановых проверок уменьшилось на 6,3 % в связи с уменьшением общего числа запланированных проверок и включением в проверки субъектов с крупными объектами надзора, с большим числом работающих и большим количеством территориальных подразделений (2016 – 1081, 2015 – 1154).
 
 Удельный вес выполнения Плана проведения плановых проверок составил 100%.
 
 Удельный вес плановых проверок, при которых не выявлены правонарушения увеличился в связи с отсутствием оснований для исключения из Плана проверок юридических лиц прекративших свою деятельность на подведомственной территории после включения их в План проверок (2016 – 2,4%, 2015 – 1,1%).
 
 По всем плановым проверкам, по итогам проведения которых выявлены факты правонарушений, были возбуждены дела об административных правонарушениях.
 
 Удельный вес проведенных внеплановых проверок в общей структуре проверок в 2016 году по сравнению с 2015 годом практически не изменился и составил 49,2% (2015 – 47%).
 
 Увеличился удельный вес отклоненных от согласования органами прокуратуры заявлений о проведении внеплановых выездных проверок (2016 – 8%, 2015 – 2,65%). Причинами отказа явилось отсутствие оснований для проведения проверки.
 
 В 2016 году в 2,8 раза увеличилось число проведенных административных расследований (2016 – 135, 2015 – 47).
 
 Общее количество проверок, при которых выявлены правонарушения, по отношению к общему количеству проведенных проверок составило 75,6% (2015 – 86,8%).
 
 Количество правонарушений, выявленных при проведении контрольно-надзорных мероприятий, уменьшилось на 10% (2016 – 2619, 2015 – 2912), что связано с уменьшением общего количества проведенных проверок.
 
 Доля внеплановых проверок, в которых выявлено неисполнение предписаний, от общего количества внеплановых проверок, проведенных в рамках контроля исполнения предписаний, увеличилось (2016 – 26%, 2015 – 23,2%).
 
 Удельный вес проверок, по итогам которых по фактам выявленных правонарушений возбуждены дела об административных правонарушениях, остался на прежнем уровне и составил 100%.
 
 Удельный вес общего количества проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные взыскания составил 100%.
 
 Сумма наложенных штрафов увеличилась на 3,5% (2016 – 11 133 тыс.руб., 2015 – 10 746 тыс.руб.)
 
 На 5% увеличилась сумма наложенных штрафов в расчете на 1 должностное лицо, выполняющее функцию по контролю (надзору) (2016 – 82,5 тыс.руб., 2015 – 78,4 тыс.руб.).
 
 Средний размер наложенного административного штрафа увеличился на 14% и составил 4,3 тыс.руб. (2015 – 3,7 тыс.руб.).
 
 На 10,6% увеличился удельный вес суммы взысканных штрафов (2016 – 93,6%, 2015 – 83%) по данным формы № 1-контроль.
 
 Управлением применялись другие меры административного реагирования – в 2 случаях принято решение об административном приостановлении деятельности, при проведении 2 проверок по фактам выявленных правонарушений материалы переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел.
 
 В 2016 году проверки, проведенные с нарушением законодательства, отсутствуют.
 
 Удельный вес всех проверок для обеспечения проведения которых привлекались специалисты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» остался на уровне 2015 года (2016 – 82,5%, 2015 – 84%).
 
 Количество проверок с участием ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» – 1756, из них в 1746 проверках проводились лабораторно-инструментальные исследования, что составляет 99,4% от общего количества проверок с участием ФБУЗ (2015 – 96,7%).
 
 Управление взаимодействовало с территориальными органами Роспотребнадзора и иными органами государственного контроля (надзора), совместно с которыми проведены 118 проверки, что на 29% больше чем в 2015 году (84 проверки).
 
 Удельный вес работников Управления, непосредственно выполняющих функции по контролю (надзору), осталось на уровне 2015 года. Из них 99,3% имеют классные чины государственной гражданской службы, 50 человек (37%) получили дополнительное профессиональное образование по специальностям государственной гражданской службы.
 
 Средняя нагрузка на одного работника, непосредственно выполняющего функции по контролю (надзору), по общему количеству выполненных в отчетный период проверок (количество проверок) осталась на уровне 2015 года (2016 – 15,8 проверок, 2015 – 15,9 проверок).
 
Принятые меры по улучшению показателей эффективности государственного контроля (надзора) Управлением:
 
1.    Еженедельно в течение 2016 года показатели результативности проведения контрольно-надзорных мероприятий анализировались и корректировались при получении из территориальных отделов отчетов по проведенным проверкам, результаты размещались на сайте Управления.
2.    В течение года проводился мониторинг полноты и качества внесенной информации о проведенных проверках в ФГИС «Единый реестр проверок».
3.    Ежемесячно формировался отчет по результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий и направлялся в ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора.
4.    Проведено 2 оnline семинара с рассмотрением вопроса совершенствования проведения контрольно-надзорных мероприятий.
 
Показатели эффективности и результативности деятельности :
 
1.    Удельный     вес выполнения Плана плановых проверок в 2016 г. – 100% (2015 г. – 100%).
2.    Удельный вес не согласованных с органами прокуратуры заявлений о проведении внеплановых проверок в 2016 г. – 8% (2015 г. – 2,65%).
3.     Удельный вес взысканных сумм штрафов в 2016 г. – 93,6% (2015 г. – 93,48%).
4.    Удельный вес судебных решений, вынесенный в пользу потребителей, по результатам участия в целях дачи заключения по делу в 2016 г. – 100% (2015 г. – 100%).
5.    Удельный вес удовлетворенных заявлений, поданных в защиту прав потребителей, от их общего числа, рассмотренных судами в 2016 г. – 100% (2015 г. – 100%).
6.    Удельный вес постановлений (решений) о привлечении к административной ответственности, вынесенных судебными органами, по результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях и иных материалов, направленных в суд в 2016 г. –100% (2015 г. – 100%).
7.    Удельный вес плановых проверок, по итогам которых выявлены правонарушения от общего числа плановых проверок в 2016 г. – 97,57% (2015 г. – 98,87%).
8.    Удельный вес плановых проверок, при которых возбуждены дела об административном правонарушении к общему числу плановых проверок с выявленными правонарушениями в 2016 г. – 100% (2015 г. – 100%).
9.    Удельный вес общего количества проверок, при которых возбуждены дела об административном правонарушении, к общему количеству проверок с выявленными правонарушениями в 2016 г. – 100% (2015 г. – 100%).
 
Выводы:

 За отчетный период эффективность и результативность федерального государственного контроля (надзора), проведенного Управлением по 7 из 9 показателям осталась на уровне 2015 года: 6 показателей имеют максимальные значения (100%) (удельный вес судебных решений, вынесенных в пользу потребителей, по результатам участия в целях дачи заключения по делу; удельный вес постановлений (решений) о привлечении к административной ответственности, вынесенных судебными органами, по результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях и иных материалов, направленных в суд; удельный вес плановых проверок, при которых возбуждены дела об административных правонарушениях  к общему числу плановых проверок с выявленными правонарушениями), удельный вес взысканных сумм штрафов в 2016 году составил 93,6% (2015 – 93,43%). Остальные 2 показателя снизились: удельный вес не согласованных с органами прокуратуры заявлений о проведении внеплановых проверок (2016 – 8%, 2015 – 2,65%), удельный вес плановых проверок, по итогам которых выявлены правонарушения от общего числа плановых проверок (2016 – 97,57%, 2015 – 98,87%). Причинами снижения показателей послужило незначительность правонарушений для проведения внеплановой проверки и отсутствие оснований предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 489 для исключения из Плана проверок юридических лиц прекративших свою деятельность на подведомственной территории после включения их в План проверок.
 
Предложения по результатам осуществления государственного контроля (надзора) в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей

 Деятельность Управления по совершенствованию государственного контроля и надзора в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, дальнейшая реализация федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ в 2017 году необходимо осуществлять по следующим направлениям:

1. Повышение эффективности и результативности осуществления государственного контроля (надзора) в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей:
  • - снижение удельного веса проверок, по итогам которых не выявлены нарушения;
  • - недопущение направления в органы прокуратуры материалов для согласования проведения внеплановых проверок при отсутствии достаточных оснований для проведения проверки;
  • - увеличение количества применяемых административных составов;
  • - своевременное взыскание штрафов с применением мер по ст. 20.25 КоАП РФ, в том числе направление материалов дел об административных правонарушениях в службу судебных приставов для взыскания суммы штрафа в принудительном порядке;
2. Совершенствование использования полномочий по обращению в суд с исками в защиту неопределенного круга лиц, подача исков в защиту прав потребителей.
 
3. Уделение повышенного внимания исполнению полномочий, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и направленных на предупреждение совершения новых административных правонарушений, в частности, связанных с внесением представлений в соответствующие организации и должностным лицам о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
 
4. Совершенствование взаимодействия со средствами массовой информации, в том числе проведение различных гласных и публичных мероприятий в соответствии с девизом Всемирного дня защиты прав потребителей, Всемирного дня отказа от курения.