Почти 160 лет, со времен строительства первой железной дороги, санитарно-эпидемиологическая служба на железнодорожном транспорте стоит на страже здоровья работников и пассажиров. В 1864 году вышло первое Положение о врачебной службе, которое положило начало деятельности санитарно-эпидемиологической службы на железной дороге России, как самостоятельного направления в составе врачебной службы.
В 1894 году впервые в российской истории в составе МПС был создан центральный орган управления медицинским обеспечением в виде врачебно-санитарного отдела МПС.
С 1906 года на железных дорогах были введены должности санитарных врачей и дезинфекторов - начало формирования будущей санитарно-эпидемиологической службы Министерства путей сообщения.
В условиях гражданской войны в Москве ежедневно на вокзалах обрабатывали по 40-50 тыс. пассажиров.
В 1931 году медико-санитарные учреждения, обслуживающие железнодорожный транспорт, из ведения Наркомздрава РСФСР были переведены в ведение Наркомата путей сообщения СССР.
Во время Великой Отечественной войны за 1943-1945 гг. работниками санитарно-контрольных пунктов были осмотрены более 15 млн. вагонов, подвергнуто санитарной обработке около 19 млн. человек, снято с поездов около 185 тыс.больных, изолировано в вагонах-изоляторах более 100 тыс. человек, продезинфицировано более 10 млн.вагонов.
Созданный в 1965 году как организационно-методический центр сегодня Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту (бывшая Центральная санитарно-эпидемиологическая станция Главного врачебно-санитарного управления МПС СССР) – это лабораторно-инструментальное обеспечение деятельности Управления силами 16-ти отделов, 3-х лабораторных центров.
К 1985 г. под контролем санитарно-эпидемиологических учреждений сети железных дорог находилось более 120 тыс. объектов и более 13 млн. чел. обслуживаемого населения, штатная численность специалистов санитарно-эпидемиологических учреждений МПС составляла более 21 тыс. человек.
29 декабря 2004 г. было образовано Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту. При этом, была сохранена преемственность и схема функционального построения санитарно-эпидемиологической службы, которая исторически сформировалась по аналогии со структурным построением системы железнодорожного транспорта.
Развитие научной составляющей медико-гигиенического обеспечения безопасности движения началось в мае 1925 года, когда в Москве была открыта Центральная научно-исследовательская лаборатория по изучению профессиональных заболеваний, впоследствии преобразованная в крупное многопрофильное учреждение – Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены.
Созданная структура органов и учреждений Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту научно обоснована, документально формализована.
Система организации санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте всегда была построена с учетом отраслевой специфики, связанной с круглосуточным обеспечением пассажирских и грузовых перевозок, особенностями условий труда железнодорожников и транспортных строителей, санитарной охраной территории Российской Федерации от завоза и распространения инфекционных болезней и опасных грузов в условиях экстерриториальности железнодорожного транспорта, единого по стране сетевого графика движения поездов и линейного принципа управления.
Справочно:
С начала 2023 года в дальнем следовании по состоянию на 1 августа 2023 г. перевезено 678,4 млн. пассажиров.
С начала летних перевозок 2023 года перевезено 314,9 млн. пассажиров.
В период с мая по сентябрь запланировано перевезти 620 тыс. человек в составе детских групп в поездах холдинга.
С 30 апреля по 1 августа оформлен проезд около 296,4 тыс. чел. (+35% к 2022 году) в составе 5 тыс. организованных групп (+29% к 2022 году).
В направлении Крымского полуострова перевезено 33,5 тысячи человек при плане - 102 тысячи.
В рамках контрольных и профилактических мероприятий обследовано более 8,5 тысяч объектов пассажирского комплекса, из них 50% составили объекты, задействованные в перевозке организованных детских групп.
Лабораторно-инструментальными методами исследовано более 21 тысячи проб питьевой воды, пищевых продуктов, смывов с объектов внешней среды, воздуха, из них 45% исследовано в рамках летних массовых перевозок.
В 24 пунктах пропуска ежегодно досматривается более 200 тыс. человек (1,6 млн – в допандемийный период), более 1 млн тонн грузов.