Я, Главный государственный санитарный врач по железнодорожному транспорту, Ю.Н. Каськов, проанализировав ситуацию по организации санитарно-защитных зон предприятий и объектов по сети железных дорог установил.
В настоящее время создана и функционирует законодательная и нормативная база по установлению санитарно-защитных зон: Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ) ст. 12, Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» ст. 16, Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 ст. 88, отдельные положения Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
Требования к размеру санитарно-защитных зон в зависимости от санитарной классификации, установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». К нормативным документам, обосновывающим размер СЗЗ относятся: СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий», СанПиН 2.2.4.1191-03 «Электромагнитные поля в производственных условиях», гигиенические нормативы ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест», ГН 2.1.6.1339-03 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».
Указанными нормативными документами устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к проектным материалам, обосновывающим достаточность величины санитарно-защитной зоны (СЗЗ) промышленных предприятий и промузлов (группы предприятий), благоустройству и организации территории санитарно-защитных зон и организации контроля за обеспечением безопасных уровней воздействия хозяйствующих субъектов на среду обитания и здоровье человека, требования к её озеленению и хозяйственному использованию. Размер санитарно-защитной зоны должен обеспечивать снижение загрязнения атмосферного воздуха до уровня не выше предельно допустимых концентраций (ПДК) и уровней физического воздействия (ПДУ) на границе СЗЗ и за её пределами, отсутствие негативного воздействия объекта на состояние здоровья населения, проживающего за пределами СЗЗ, устанавливаемого современными методами исследований.
Однако, несмотря на наличие правовой базы, работа по осуществлению Госсанэпиднадзора за организацией санитарно-защитных зон промышленных предприятий по сети железных дорог проводится неудовлетворительно.
Так, в 2006 году из 4108 предприятий и объектов, для которых предусмотрена организация санитарно-защитных зон, лишь 1418 (34,5%) имели утвержденную СЗЗ. Предприятия, на которых санитарно-защитные зоны не соответствуют требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» составили 19,4% (797).
Среди наиболее опасных производственных объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха и оказывающих вредное воздействие на состояние здоровья населения необходимо выделить открытые угольные склады, предприятия по производству и складированию деревянных шпал, пропитанных антисептиком, пункты очистки, промывки и пропарки цистерн (при перевозке нефти и нефтепродуктов) и приравненные к этим пунктам объекты. Значительную долю в загрязнение атмосферного воздуха населенных мест вносят котельные, работающие на твердом, жидком и газообразном топливе.
Работа по установлению величины санитарных разрывов линий железнодорожного полотна в 2006 году практически не проводилась, о чем так же свидетельствует рост обращений, поступивших от населения, проживающего вблизи линий железнодорожного транспорта и санитарно-защитных зонах, на превышение уровня воздействия физических факторов (шума, вибрации, ЭМП и др.).
По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека число жителей России, проживающих в санитарно-защитных зонах составляет 2 671 421 человек, т.е. около 2% населения страны, а количество жителей, переселенных из санитарно-защитных зон за последние 10 лет, составило 145 443 человека, т.е. 5,4%.
По сети железных дорог, общее количество населения, проживающего в границах СЗЗ составляет 95 178 человек. Переселения жителей по сети железных дорог до настоящего времени не проводилось.
Не смотря на неудовлетворительное положение дел с организацией санитарно-защитных зон на объектах и предприятиях железнодорожного транспорта, меры административного воздействия к руководителям предприятий и организаций применяются не в полном объеме. Случаев передачи дел для рассмотрения в судебные органы по вопросам организации санитарно-защитных зон и переселения жителей за прошедший год не зарегистрировано.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, недопущения нарушений конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, в соответствии с Федеральными законами от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 02.02.2006), от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 05.02.2007), от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ред. от 31.12.2005), от 25.10.2001 № 136-ФЗ Земельный Кодекс Российской Федерации (ред. от 08.02.2007)
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Президенту ОАО «Российские железные дороги» В.И. Якунину рекомендовать обеспечить:
1.1. Разработку и представление в органы Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту проектов организации и благоустройства санитарно-защитных зон для завершенных строительством (реконструкцией) объектов и действующих (эксплуатируемых) предприятий ОАО «Российские железные дороги»;
1.2. Принятие мер по установлению санитарных разрывов для линий железнодорожного транспорта;
1.3. Представление в органы Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту перечня мероприятий по организации и благоустройству санитарно-защитных зон предприятий, включая переселение населения, проживающего в санитарно-защитных зонах;
1.4. Информирование в адрес Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту о принятых мерах до 15.10.2007 г.
2. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту:
2.1. Усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства в области организации санитарно-защитных зон;
2.2. Ужесточить требовательность к руководителям предприятий, сооружений и иных объектов по обеспечению переселения жителей из санитарно-защитных зон, организации, благоустройству, озеленению их территории, установлению санитарных разрывов линий железнодорожного транспорта, организации производственного контроля за качеством атмосферного воздуха по факторам химического и физического воздействия на границе санитарно-защитных зон;
2.3. Активно применять меры административного воздействия, практиковать передачу дел в судебные органы.
3. Главному врачу ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» Ю.М. Артёменкову обеспечить:
3.1. Подготовку специалистами филиалов ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» экспертных заключений по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы при рассмотрении проектов санитарно-защитных зон;
3.2. Разработку порядка сбора информации и создание баз данных для ведения социально-гигиенического мониторинга за организацией санитарно-защитных зон и качеством атмосферного воздуха по факторам химического и физического воздействия на границе санитарно-защитных зон.
4. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту и Главному врачу ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» Ю.М. Артеменкову доложить о выполнении Постановления до 15.10.2007.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на и.о. заместителя Руководителя Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту Ю.А. Решетникова.
|