Я, Главный государственный санитарный врач по железнодорожному транспорту, Ю.Н. Каськов, проанализировав результаты государственного санитарно-эпидемиологического надзора за объектами ОАО «Российские железные дороги» и его структурными подразделениями, включёнными в технологический процесс перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом установил.
Под надзором Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту проверено в 2007 году 690 вышеуказанных объектов, в т.ч. 578 грузовых станций, 61 сортировочная станция, 18 промывочно-пропарочных станций, 12 дезинфекционно-промывочных предприятий, 21 комплексный пункт подготовки крытых вагонов.
Нарушения требований СП 2.5.1250-03 «Санитарные правила по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте» выявлены на 180 объектах – 26,1% от общего количества объектов, в том числе: на 25,1% грузовых станций, 26,2% сортировочных станций, 44,4% промывочно-пропарочных станций, 58,3% дезинфекционно-промывочных предприятий, 19,0% комплексных пунктов подготовки крытых вагонов:
- на предприятиях отсутствует инструкции, определяющие порядок выполнения операций, меры безопасности и ответственность лиц, связанных с организацией работ с опасными грузами, согласованные с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту и его территориальными отделами 34,8% грузовых станций, 32,8% сортировочных станций, 38,9% промывочно-пропарочных станций, 33,3% дезинфекционно-промывочных предприятий, 19,0% комплексных пунктов подготовки крытых вагонов;
- не имеют проекта санитарно-защитной зоны 57,1% грузовых станций, 52,5% сортировочных станций, 55,6% промывочно-пропарочных станций, 66,7% дезинфекционно-промывочных предприятий, 61,9% комплексных пунктов подготовки крытых вагонов.
По результатам проведенных в 2007 году лабораторных и инструментальных исследований отмечается:
1. Превышение ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны на 1,8% обследованных рабочих мест сети железных дорог, а на Забайкальской-20,5%, Северной-8,8%, Приволжской-6,0%, Красноярской-5,4%, Октябрьской-3,8%, в т.ч.:
- на грузовых станциях – 2,0%,
- на сортировочных станциях – 0,3%,
- на промывочно-пропарочных станциях – 6,8%,
- на комплексных пунктах подготовки крытых вагонов – 1,5%.
2. Превышение ПДК вредных веществ 1-2 класса опасности в воздухе рабочей зоны на 2,1% обследованных рабочих мест сети железных дорог, а на Красноярской-17,6%, Забайкальской-8,3%, Октябрьской-5,2%, Приволжской-3,4% железных дорогах, в т.ч.:
- на грузовых станциях – 1,6%,
- на сортировочных станциях – 0,43%,
- на промывочно-пропарочных станциях – 20,8%,
- на комплексных пунктах подготовки крытых вагонов – 4,2%.
3. Выявлено превышение ПДУ шума на 11,3% обследованных рабочих мест сети железных дорог, а на Южно-Уральской-36,2%, Красноярской-25,8%, Свердловской-25,6%, Горьковской-24,6%, Куйбышевской-20,4%, Приволжской-18,0%, Западно-Сибирской-11,5%, в т.ч.:
- на грузовых станциях - 7,5%;
- на сортировочных станциях – 19,3%;
- на промывочно-пропарочных станциях – 8,3%;
- на дезинфекционно-промывочных предприятиях – 8,6%;
- на комплексных пунктах подготовки крытых вагонов – 11,8%.
4. Зарегистрировано превышение ПДУ вибрации на 2,4% обследованных рабочих мест сети железных дорог, а на Горьковской-22,2%, Южно-Уральской-14,3%, Красноярской-7,4%, Куйбышевской-2,6%, в т.ч.:
- на грузовых станциях – 1,6%,
- на сортировочных станциях – 6,0%.
5. Отмечается несоответствие гигиеническим нормативам параметров микроклимата на 9,9% обследованных рабочих мест сети железных дорог, а на Приволжской-45,0%, Свердловской-39,4%, Юго-Восточной-23,6%, Красноярской-11,4%, Западно-Сибирской-10,0%, в т.ч.:
- на грузовых станциях – 6,5%,
- на сортировочных станциях – 15,6%,
- на промывочно-пропарочных станциях – 14,7%,
- на дезинфекционно-промывочных предприятиях – 17,9%,
- на комплексных пунктах подготовки крытых вагонов – 18,2%.
6. Отмечается недостаточная освещенность на 19,1% обследованных рабочих мест сети железных дорог, а на Приволжской-64,0%, Куйбышевской-35,9%, Забайкальской-27,3%, Свердловской-23,5%, Юго-Восточной-21,7%, Горьковской-20,0%, в т.ч.:
- на грузовых станциях – 19,9%,
- на сортировочных станциях – 19,5%,
- на промывочно-пропарочных станциях – 9,2%,
- на дезинфекционно-промывочных предприятиях – 8,3%,
- на комплексных пунктах подготовки крытых вагонов – 9,7%.
7. Выявлено превышение ПДУ параметров электромагнитных полей на 24,4% обследованных рабочих мест сети железных дорог, а на Приволжской-53,2%, Куйбышевской-34,2%, Красноярской-31,4%, Дальневосточной-30,0%, Московской-25,5%, в т.ч.:
- на грузовых станциях – 30,0%,
- на сортировочных станциях – 11,7%,
- на промывочно-пропарочных станциях – 33,3%.
Среди выявленных нарушений:
-отсутствие систем сбора и очистки ливневых сточных вод на грузовых станциях Петрозаводск, Кемь, Беломорск, Сегежа, Медвежья гора; на сортировочной станции Волховстрой-1 Октябрьской железной дороги.
- на грузовых станциях Кизитеринка, Новороссийск, Адлер, Отрадно-Кубанская Северо-Кавказской железной дороги отсутствует твёрдое покрытие, ограждения, неудовлетворительное санитарное состояние территории.
- недостаточный размер санитарно-защитных зон дезинфекционно-промывочнй станции ст. Мочище (100 м. при минимально допустимом размере в 500 м.) и промывочно-пропарочного пункта Инского вагонно-эксплуатационного депо (ППП-5) на ст. Болотноя (150 м. при минимально допустимом размере в 1000 м.) Западно-Сибирской железной дороги;
- недостаточный набор санитарно-бытовых помещений на грузовых станциях Мценск, Лужки, Орёл, Змиевка, Глазуновка, Саханская, Залегощь, Верховье, Хомутово Орловского отделения Московской железной дороги.
- отсутствуют бытовые помещения, нет условий для обеспыливания, обеззараживания, стирки и сушки спецодежды и обуви на ст. Тоннельная, Отрадо-Кубанская Северо-Кавказской железной дороги.
- не организована централизованная стирка спецодежды на всех грузовых станциях Горьковской железной дороги.
- отсутствие горячего водоснабжения в летнее время на большинстве станций.
- отсутствие или неэффективная работа вентиляции в санитарно-бытовых помещениях.
Учитывая изложенное, с целью защиты здоровья и жизни работников объектов железнодорожного транспорта, включённых в технологический процесс перевозки опасных грузов, предупреждения распространения инфекционных заболеваний и загрязнения окружающей среды, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14)
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Первому вице-президенту ОАО «Российские железные дороги» В.Н. Морозову рекомендовать обеспечить:
1. Разработку и согласование индивидуальных технологических инструкций для специалистов, задействованных в перевозке опасных грузов (п. 6.3.1. СП 2.5.1250-03 «Санитарные правила по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте»).
2. Проведение внеочередного обучения санитарным правилам по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте, а также гигиенические инструктажи с работниками, задействованными в перевозке опасных грузов одновременно с инструктажем по охране труда.
3. Проведение разработки и согласований проектов с органами Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту по санитарно-защитным зонам.
4. Уведомление территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту о работах с опасными грузами при ликвидации аварийных ситуаций, в соответствии с критериями транспортной опасности, токсичности и опасности перевозимых веществ в соответствии с п. 6.6.1 СП 2.5.1250-03 «Санитарные правила по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте».
5. Организацию проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- гигиенических требований к условиям труда работающих, организацию рабочих мест и производственного процесса, факторам производственной среды.
6. Приведение в соответствии с требованиями санитарных правил места работы с опасными грузами: территорию оборудовать цементным основанием, ограждением, предусмотреть сбор и очистку сточных вод от участков погрузочно-разгрузочных работ.
2. Главным государственным санитарным врачам по железным дорогам усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением СП 2.5.1250-03 «Санитарные правила по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте» в части работы с опасными грузами.
3. Главному врачу ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» Ю.М. Артеменкову:
3.1. Обеспечить деятельность Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту и его территориальных отделов по осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора по соблюдению требований санитарных правил по организации грузовых перевозок на объектах ОАО «Российские железные дороги» и его структурных подразделений, включённых в технологический процесс перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом.
3.2. Оптимизировать работу по социально-гигиеническому мониторингу на объектах ОАО «Российские железные дороги» и его структурных подразделений, включённых в технологический процесс перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом.
4. О ходе выполнения постановления прошу информировать до 31 января 2008 года.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на и.о заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту Ю.А. Решетникова.
|