Правильный режим дня – залог успешной учебы, крепкого здоровья и отличного настроения!
В связи с приближением учебного года Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту обращает внимание на организацию режима дня школьника. Режим дня, соответствующий школьному расписанию, постарайтесь организовать для ребенка за две недели до старта занятий. Это поможет школьнику легче адаптироваться к новому графику.
Если ребенок идет в первый класс, родителям необходимо заранее организовать режим дня ребенка, близкий к режиму дня будущего первоклассника в школе.
Режим заключается в рациональном распределении времени суток на фазы деятельности, отдыха и сна с учетом биологических ритмов растущего организма. Режим дисциплинирует, помогает быть собранным, позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребенка в течение дня. Привычка просыпаться в одно и то же время позволяет школьнику чувствовать себя отдохнувшим и без особого труда начать новый день.
Идеальное утро школьника начинается со своевременного пробуждения. Длительность сна: школьникам младших классов необходимо спать 10-11 часов, подросткам – 8-9 часов. Ложиться спать и просыпаться в одно и то же время, даже в выходные дни.
Следующая ступень – утренняя зарядка, которая дает заряд бодрости на весь предстоящий день и завтрак, который не должен усложнять работу желудка, избежать несварения, чувства тяжести.
Правильное питание:
- завтрак – обязательный прием пищи, включающий белки, углеводы и клетчатку.
- регулярные приемы пищи: 4-5 раз в день, с перекусами между основными приемами.
- ограничение сладостей, фастфуда и газированных напитков.
Организация рабочего места школьника:
Правильно организованное рабочее место школьника и условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребенок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.
Стол, за которым занимается ребенок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребенок – левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырек, абажур.
Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребенок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребенка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.
Работая в таких условиях, ребенок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель – один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребенка следует проводить не реже 2 раз в год.
Немаловажную роль играет и организация рабочего места школьника, в том числе с использованием компьютера, поскольку проведение занятий с применением персональных электронно-вычислительных машин является неотъемлемой частью учебного процесса.
Регулярные перерывы: каждые 45-50 минут работы – 10-15 минут отдыха.
Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране видеодисплейного терминала, на уроке не должна превышать:
- для обучающихся в 1-4 классах – 15 мин.;
- для обучающихся в 5-7 классах – 20 мин.;
- для обучающихся в 8-9 классах – 25 мин.;
- для обучающихся в 10-11 классах на первом часу учебных занятий – 30 мин., на втором – 20 мин.
Оптимальное количество занятий с использованием компьютеров в течение учебного дня для обучающихся 1-4 классов составляет 1 урок, для обучающихся в 5-8 классах – 2 урока, для обучающихся в 9-11 классах – 3 урока.
При работе на компьютере для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических упражнений.
Во время перемен следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом обучающихся из класса (кабинета).
Занятия спортом.
Согласно рекомендациям ВОЗ, дети и подростки в возрасте от 5 до 17 лет должны заниматься физической активностью умеренной интенсивности не менее 1 часа каждый день и не менее трех раз в неделю участвовать в занятиях с высокой двигательной интенсивностью.
Прежде чем разрешить заниматься в какой-либо секции или спортивной школе, нужно определить, какой вид спорта больше подходит ребенку. Родители должны учесть индивидуальные особенности – конституционные, физические, психические качества его характера, темпы развития. И непременно посоветоваться с участковым врачом и учителем физической культуры. Большое значение имеет также интерес ребенка к определенному виду спорта. Но, конечно, основной выбор за специалистами, тренерами при отборе в секции.
При правильной организации режима, занятия в спортивных секциях хорошо вписываются в распорядок дня, не нарушая нормативов основных режимных моментов. Контроль над физическими нагрузками на тренировках и соревнованиях осуществляется медицинскими работниками. Родители должны проявлять интерес к спортивным занятиям детей, поощрять их первые победы.
Активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе: в школе ребенку приходится в течение длительного времени поддерживать рабочую позу. Поэтому активные физические нагрузки являются профилактикой гиподинамии, а свежий воздух способствует общему укреплению здоровья.Свежий воздух - прогулки на свежем воздухе, занятия спортом на улице. Творчество - хобби, любимые занятия, общение с друзьями.
Ограничение времени, проведенного за компьютером и телевизором.
Рекомендации по личной гигиене:
- регулярное мытье рук: после улицы, перед едой, после туалета.
- чистота тела: ежедневный душ, смена одежды.
Уборка в комнате:
- регулярная уборка,
- проветривание.
Подготовка ко сну:
- проветривание комнаты, отключение гаджетов за час до сна, расслабляющая атмосфера.
Важно!
Прислушивайтесь к своему ребенку, создайте для него комфортную и безопасную среду.
Индивидуальный подход к каждому ребенку.
Контролируйте выполнение режима.
В случае необходимости обратитесь к специалисту: врачу, психологу.
Здоровье – это самая большая ценность!