14.10.2016 в Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту поступило обращение гражданина на отказ в предоставлении услуги по бесплатному посещению санитарной комнаты при предъявлении проездного билета на поезд пригородного сообщения после прибытия его на конечную остановочную станцию в городе Нижний Новгород.
Горьковским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту в рамках рассмотрения поступившего обращения проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Согласно пункту 39 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 № 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности»: Пассажиру предоставляется право бесплатного пользования залами ожидания и туалетами.
Пунктом 27 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 № 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» установлено, если срок действия проездного документа (билета) на поезд пригородного сообщения заканчивается в момент нахождения пассажира в пути, проездной документ (билет) является действительным до прибытия пассажира на железнодорожную станцию назначения.
Пунктом 24 Приказа Министерства транспорта России от 19.12.2013 № 473 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом» проездной документ (билет), оформленный для разовой поездки в одном направлении на поезде пригородного сообщения без указания мест, действителен на одну поездку в течение календарных суток, указанных в билете, и одного часа следующих календарных суток. Проездной документ (билет), оформленный в направлении туда и обратно, действителен, кроме одной поездки в направлении туда, и следующих календарных суток. Перевозчиком могут устанавливаться сроки действия проездных документов (билетов) для разовых поездок на поезда пригородного сообщения без указания мест, превышающие сроки, установленные настоящим пунктом.
Таким образом, владелец инфраструктуры ОАО «РЖД» не обеспечивает качественное обслуживание пассажиров, прибывающих на поездах пригородного сообщения, в части бесплатного предоставления санитарно-гигиенических услуг на железнодорожном вокзале города Нижний Новгород, что является нарушением части 5 статьи 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1.
Ответственность за такое нарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.4. КоАП РФ «Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг».
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Горьковской железной дороге ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, и назначено административное наказание, в виде административного штрафа.
Не согласившись с вынесенным постановлением ОАО «РЖД» обратилось в Канавинский районный суд города Нижнего Новгорода и Нижегородский областной суд с жалобой на вынесенное постановление. Решениями Канавинского районного суда города Нижнего Новгорода от 16.02.2017 и Нижегородского областного суда от 10.04.2017 постановление Главного государственного санитарного врача по Горьковской железной дороге оставлено в силе, а жалоба ОАО «РЖД» без удовлетворения.