В 2016 г. в Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту (далее – Управление) поступило 2044 обращения граждан. За последние 5 лет количество поступивших в Управление обращений увеличилось на 18 %.
По результатам рассмотрения обращений в 2016 г.:
- - дано 961 разъяснение;
- - проведено 286 проверок и административных расследований, по результатам которых 156 (54%) обращений подтвердились;
- - составлено 169 протоколов об административном правонарушении;
- - наложено штрафов на сумму 1 миллион 842 тыс.рублей.
Обращения, касающиеся нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей, составили 41% всех обращений.
В структуре жалоб по вопросам нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей преобладали вопросы:
- - нарушения прав пассажиров в поездах дальнего следования и пригородного сообщения – 65,6%;
- - нарушения прав пассажиров при торговле продовольственными товарами на объектах пассажирского комплекса – 12,8%;
- - нарушения прав потребителей на объектах торговли и общественного питания – 6,0%;
- - прочие – 15,6%.
С целью повышения правовой грамотности населения, развития потребительского движения и популяризации среди граждан знаний о принципах защиты прав потребителей Управлением помимо постоянно действующей «горячей линии» были организованы 12 тематических «горячих линий» по различным вопросам защиты прав потребителей.
Всего в 2016 г. Управлением, его территориальными отделами, Консультационными центром и пунктами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» оказано свыше 1300 консультаций по вопросам защиты прав потребителей.
Обращаем внимание, что в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» с января 2017 г. изменяются требования к рассмотрению Роспотребнадзором (его территориальными органами) обращений потребителей как возможному основанию для проведения соответствующих внеплановых проверок в рамках осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Новой редакцией подпункта «в» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ) вводится обязательный предварительный, до обращения в Роспотребнадзор (его территориальный орган), претензионный порядок обращения потребителя с соответствующими требованиями непосредственно к хозяйствующему субъекту.