В Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту за 9 месяцев 2020 г. поступило 2095 обращений, что на 21 % больше, чем за аналогичный период 2019 г.
В том числе 1264 (60,3%) обращений о нарушениях санитарно-эпидемиологических требований и нормативов, 682 (32,5%) о нарушениях в сфере защиты прав потребителей (далее – ЗПП), остальные 7,2% - по вопросам, находящимся вне компетенции Управления.
522 (24,9%) обращения касаются вопросов неудовлетворительных условий проезда в поездах пригородного сообщения, в том числе 208 по ЗПП (продление абонементов, порядок возврата денежных средств за неиспользованные абонементные билеты, отсутствие информирования в связи с изменениями в расписании движения пригородных поездов), 314 по вопросам санитарно-эпидемиологической безопасности (нарушение социальной дистанции, отсутствие средств индивидуальной защиты у контролеров и пассажиров, отсутствие ограничений по «социальной» рассадке).
361 обращение по вопросам проезда в поездах дальнего следования (возврат денежных средств за неиспользованные проездные документы).
Обращения граждан стали основанием для проведения 25 внеплановых проверок и 38 административных расследований, по результатам которых по выявленным нарушениям возбуждено 42 административных дела.
По результатам рассмотрения обращений выдано 106 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
2 обращения граждан послужили основанием для направления исковых заявлений в органы суда:
- о нарушении прав граждан с ограниченными возможностями и маломобильной группы населения в связи с отсутствием пандусов на пешеходных мостах, пересекающих железнодорожные пути железнодорожной станции Бикин;
- по факту получения пассажиром травмы при выходе из последнего вагона в результате отсутствия платформы на железнодорожной станции Урусово.
Дела находятся на рассмотрении в суде.
Одновременно сообщаем, что в связи с введением в действие Федерального закона от 03.07.2016 №277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», обращения и заявления, направленные заявителем, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, оказавшему услугу и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены;
Согласно части 2 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» обращения, направленные заявителем в государственные органы и органы местного самоуправления в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.