Управлением Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту (далее – Управление) осуществляется федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей на объектах железнодорожной транспортной инфраструктуры по соблюдению требований постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 №1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».
По итогам рассмотрения материалов проверок, обращений граждан, в соответствии с которыми должностными лицами Управления выдаются предписания, структурными подразделениями ОАО «РЖД» проведены и проводятся мероприятия по установлению пандусов, лифтов, эскалаторов, касс с пониженными прилавками, оборудованными индукционными петлями для слабослышащих, наносятся тактильные линии для слабовидящих, в туалетных комнатах оборудуются специализированные кабины.
В 2021 г. почти в 7 раз увеличено число железнодорожных вокзалов и остановочных пунктов, где доступна специализированная помощь пассажирам с ограниченными физическими возможностями.
Количество вокзалов и остановочных пунктов, на которых оказывается специализированная помощь маломобильным пассажирам, превысило 9900 (в 2020 г. – около 1500 вокзалов).
На них пассажиры могут получить помощь в оформлении билетов, перемещении ручной клади и багажа, а также в сопровождении по территории вокзала (кассовые залы, залы ожидания, камеры хранения, медпункт, платформы и т. д.).
Для создания безбарьерной среды на вокзалах обеспечивается беспрепятственный доступ к основным функциональным зонам: в местах перепада высот устанавливаются пандусы, лифты и другие подъемные устройства. Для ориентирования слабовидящих пассажиров обустраиваются тактильно-контрастные указатели, пиктограммы, мнемосхемы, тактильные таблички, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля. Кассовые залы и залы ожидания оборудуются индукционными системами для слабослышащих. Для пассажиров, передвигающихся в кресле-коляске, адаптируются билетные кассы, обеспечивается доступность санитарных комнат, оборудуются места отдыха в залах ожидания.
В 2021 г. на Казанском, Ярославском, Белорусском и Ленинградском вокзалах Москвы установлены справочные видеотерминалы, поддерживающие технологию обслуживания пассажиров с нарушением слуха. Это пилотный проект, который впоследствии будет растиражирован на 194 вокзала Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД».
С помощью данных терминалов пассажиры могут получить информацию об отправлении и прибытии поездов, а также об услугах и сервисах, представленных на вокзалах. Для посетителей с нарушениями органов слуха предусмотрен видеовызов оператора, владеющего жестовым языком, который сможет оказать квалифицированную помощь.
Ежегодно увеличивается и количество пассажирских вагонов со специализированным купе для маломобильных пассажиров: приобретаются новые вагоны и модернизируются уже эксплуатируемые. Конструкция таких вагонов позволяет пассажиру передвигаться на кресле-коляске: здесь предусмотрены подъемные посадочные устройства и увеличена ширина дверей вагона, тамбурной зоны и коридора. Зрительная информация в них дублируется азбукой Брайля.
В настоящее время на сети железных дорог Российской Федерации эксплуатируется 1047 пассажирских вагонов со специализированными купе для маломобильных пассажиров (по состоянию на 01.01.2021 - 996 вагонов).
Для пассажиров, которые не имеют возможности самостоятельно подать заявку на перевозку в специализированных купе в кассах железнодорожных вокзалов, появилась возможность ее оформления онлайн на официальном сайте ОАО «РЖД», без предварительной регистрации в Центре содействия мобильности. Сведения, необходимые для оформления электронных билетов на специализированные места для инвалидов в поездах дальнего следования, интегрируются из государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов.
Напоминаем, что Центр мобильности ОАО «РЖД» работает в круглосуточном режиме без выходных дней. По тел. 8-800-510-11-11 и электронному адресу info@rzd.ru можно получить информацию об услугах, предоставляемых пассажирам с ограниченными возможностями, зарезервировать места в поездах, подать заявку на сопровождение и оказание помощи на вокзалах и при посадке в поезд.