Управлением Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту (далее - Управление) осуществляется федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей на объектах железнодорожной транспортной инфраструктуры по соблюдению требований постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 №1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».
По итогам рассмотрения материалов проверок, обращений граждан, в соответствии с которыми должностными лицами Управления выдаются предписания, структурными подразделениями ОАО «РЖД» проведены и проводятся мероприятия по установлению пандусов, лифтов, эскалаторов, касс с пониженными прилавками, оборудованными индукционными петлями для слабослышащих, наносятся тактильные линии для слабовидящих, в туалетных комнатах оборудуются специализированные кабины.
В 2021 г. почти в 7 раз увеличено число железнодорожных вокзалов и остановочных пунктов, где доступна специализированная помощь пассажирам с ограниченными физическими возможностями.
Количество вокзалов и остановочных пунктов, на которых оказывается специализированная помощь маломобильным пассажирам, превысило 9900 (в 2020 г. – около 1500 вокзалов).
На них пассажиры могут получить помощь в оформлении билетов, перемещении ручной клади и багажа, а также в сопровождении по территории вокзала (кассовые залы, залы ожидания, камеры хранения, медпункт, платформы и т. д.).
В июне 2022 г. на вокзальном комплексе Восточный в Москве начал работать новый сервис для маломобильных пассажиров, протестированный представителями Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых и Всероссийского общества глухих.
В зале ожидания вокзала Восточный организовано специальное пространство с индукционным оборудованием и кнопкой вызова персонала.
Учтены все потребности людей с ограниченными возможностями здоровья: выделены места для инвалидных кресел-колясок с возможностью их подзарядки, места для собак-проводников, размещены мягкие диваны, инновационный тактильно-сенсорный справочный терминал для видеоконсультации на жестовом языке и другое оборудование.
Для детей выделена отдельная игровая зона, где расположен интерактивный стол с играми и мультфильмами.
В дальнейшем данный сервис появится и на других вокзалах. До конца текущего года аналогичные зоны ожидания для маломобильных пассажиров начнут работать на Казанском вокзале Москвы, а также на вокзалах стст. Казань и Набережные Челны.
Маломобильные пассажиры могут получить необходимую им помощь на российских вокзалах и станциях, оформив соответствующую заявку в Центре содействия мобильности ОАО «РЖД». Пассажира встретят на вокзале, предоставят парковочное место, сопроводят по основным функциональным зонам, окажут помощь при получении предоставляемых услуг, посадке-высадке в поезд и перемещении багажа, при необходимости предоставят кресло-коляску или носилки.
За январь-май 2022 г. в Москве услугами Центра содействия мобильности ОАО «РЖД» воспользовались более 19 тыс. маломобильных пассажиров, что превышает аналогичный показатель прошлого года на 22%, а в целом по России услугой воспользовались более 97 тыс. человек, что на 20% больше, чем в 2021 г.
Напоминаем, что Центр содействия мобильности ОАО «РЖД» работает в круглосуточном режиме без выходных дней. По тел. 8-800-510-11-11 и электронному адресу info@rzd.ru можно получить информацию об услугах, предоставляемых пассажирам с ограниченными возможностями, зарезервировать места в поездах, подать заявку на сопровождение и оказание помощи на вокзалах и при посадке в поезд.