В преддверии нового учебного года многие родители задумываются о выборе ранца и школьной формы. При выборе важно помнить о комфорте и безопасности ребенка.
При выборе школьной формы необходимо обратить внимание на материал, из которого сшита школьная форма, он должен содержать в своем составе не менее 50% натурального сырья (хлопок и лён лучше подходят для осени и весны, шерсть и кашемир – для зимы); необходимо обязательно примерить форму и правильно подобрать размер; вся фурнитура на форме должна быть исправной, а прорези для пуговиц – обработанными и достаточного размера для застегивания. Порядок и требования установлены техническим регламентом Таможенного союза 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». Очень важно, чтобы форма была качественной и удобной.
Выбирая школьный ранец, необходимо обратить внимание вес и размеры ранца, наличие ортопедической спинки и светоотражающих элементов.
Для ученика начальных классов рекомендуются следующие размеры ранца (допускается увеличение на 3 см): длина задней стенки – от 30 до 36 см; высота передней стенки – от 22 до 26 см; ширина дна изделия – 6-10 см; длина плечевого ремня - не менее 60-70 см; ширина плечевого ремня в верхней части (на протяжении 4- 4,5 см) - не менее 3,5-4 см.
Вес ранца с комплектом учебников и письменных принадлежностей не должен превышать 10% от веса ребенка. Безопасный для здоровья вес ранца с ежедневным комплектом учебников и письменных принадлежностей не должен превышать для учащихся: 1-2-х классов – более 1,5 кг; 3-4-х классов – более 2 кг; 5-6-х классов – более 2,5 кг; 7-8-х классов – более 3,5 кг; 9-11-х классов – более 4 кг.
Согласно требованиям ТР ТС 007/2011 портфели и ранцы должны иметь светоотражающие элементы на передних и боковых поверхностях и верхнем клапане.
Организация режима дня школьника. Соблюдение режима дня важно в повседневной жизни школьника, так как помогает школьнику правильно сочетать отдых и учёбу. Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает: режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания); время пребывания на воздухе в течение дня; достаточность сна; продолжительность и место обязательных занятий как в условиях образовательных учреждений, так и дома; свободное время (возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору).
Важным условием режима дня является достаточность сна. Полноценный ночной сон является необходимым условием для учебы и психического развития ребенка. Систематическое недосыпание может вызвать у школьника истощение нервной системы, снижение работоспособности и ослабление защитных сил организма.
Примерные нормы ночного сна для школьников: в 1-4 классе – 10-10,5 часов; в 5-7 классе – 9-10,0 часов; в 6-9 классе – 9-9,5 часов; в 10-11 классе – 8-9 часов.
Правильно организованный режим питания ребенка: рекомендуется 4–5 разовое питание, когда промежутки между приёмами пищи не превышают 3,5–4 часов.
На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отводить 1,5-2 часа, средних классов – 2-3 часа, старших классов – 3-4 часа.
Общая продолжительность активного отдыха на воздухе меняется по возрастным группам и составляет: 3-3,5 часа в день в младшем возрасте, 2,5 часа в день у старшеклассников. Суммарный объем двигательной активности не менее 1 часа в день для всех возрастов.
Также стоит уделить особое внимание занятиям с использованием компьютера. Непрерывная длительность занятий непосредственно с персональным компьютером не должна превышать: для учащихся 1-4-х классов - 15 мин.; для учащихся 5-7-х классов - 20 мин; для учащихся 8-9-х классов - 25 мин.; для учащихся 10-11 классов -30 мин.
Частные детские сады и центры условно можно разделить на два основных вида. К первому относятся детские сады, оказывающие полный спектр услуг по уходу и присмотру за детьми, в том числе по осуществлению образовательного процесса (на договоры с ними распространяется действие положений Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706). Ко второму виду относятся организации, осуществляющие только уход и присмотр за детьми. Единым требованием для учреждений вышеуказанных видов является соблюдение СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 (за исключением дошкольных групп, размещенных в жилых помещениях жилищного фонда, на которые данные санитарные правила не распространяются).
Перед заключением договора и его подписанием изучите все его пункты, условия. В договоре в обязательном порядке должны быть указаны: полная стоимость услуг и порядок их оплаты, регламентирован алгоритм действий сторон в спорных случаях; лист с реквизитами и контактами (актуальные сведения об учреждении), о средствах связи с родителями или другими людьми, которым родители доверяют возможность забрать ребенка из детского сада; посмотреть лицензию на образовательную деятельность, устав учреждения; образовательную программу. В договоре должны быть пункты, отражающие условия и порядок расторжения договора.
В случае, если детский сад не реализует основную образовательную программу для детей, обязанность получать лицензию и санитарно-эпидемиологическое заключение на него не распространяется.
Оборудование рабочего места ребенка. Требования к школьной мебели и классу регламентируются СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
При обустройстве рабочего места школьника необходимо определить расположение рабочего места (школьный уголок, отдельная комната); наличие естественного (искусственного) освещения; мебель для школьника нужно приобретать из натурального материала; рабочее место школьника должно иметь письменный стол, одну или несколько книжных полок. Конструкция стола должна быть нужной высоты.
Стул необходимо выбирать по росту ребенка. Сидя на нем, школьник должен упираться ногами в пол. Бедра и голени должны находиться под прямым углом. Поверхность стола и диафрагма ребенка располагаются на одинаковом уровне. При выборе кресла на колесиках оно должно иметь подлокотники и регулируемую спинку с анатомическим изгибом. Но такое кресло не подойдет для детей младших школьных возрастов.
Внимательно относитесь к жалобам ребенка на плохое самочувствие, усталость и головную боль. Взаимодействуйте с учителем. Принимайте активное участие в жизни школы. Помните, что правильный режим дня школьника - залог крепкого здоровья и хорошей успеваемости.