В повседневной жизни школьника очень важно соблюдать режим дня, что помогает правильно сбалансировать рабочую деятельность и отдых и очень важно для растущего ребёнка и его здоровья. У ребёнка, соблюдающего режим дня, вырабатываются условные рефлексы, и каждая предыдущая деятельность становится сигналом к последующей. Это помогает ему легко переключаться из одного состояния в другое.
Соблюдение режима дня помогает школьнику правильно сочетать отдых и учёбу. Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает: режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания); время пребывания на воздухе в течение дня; достаточность сна; продолжительность и место обязательных занятий как в условиях образовательных учреждений, так и дома; свободное время (возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору).
Важным условием режима дня является достаточность сна. Полноценный ночной сон является необходимым условием для учебы и психического развития ребенка. Систематическое недосыпание может вызвать у школьника истощение нервной системы, снижение работоспособности и ослабление защитных сил организма.
Примерные нормы ночного сна для школьников: в 1-4 классе – 10-10,5 часов; в 5-7 классе – 9-10,0 часов; в 6-9 классе – 9-9,5 часов; в 10-11 классе – 8-9 часов.
Рекомендуется 4–5 разовое питание, когда промежутки между приёмами пищи не превышают 3,5–4 часов.
На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отводить 1,5-2 часа, средних классов – 2-3 часа, старших классов – 3-4 часа.
Общая продолжительность активного отдыха на воздухе меняется по возрастным группам и составляет: 3-3,5 часа в день в младшем возрасте, 2,5 часа в день у старшеклассников. Суммарный объем двигательной активности не менее 1 часа в день для всех возрастов.
Также стоит уделить особое внимание занятиям с использованием компьютера. Непрерывная длительность занятий непосредственно с персональным компьютером не должна превышать: для учащихся 1-4-х классов - 15 мин.; для учащихся 5-7-х классов - 20 мин; для учащихся 8-9-х классов - 25 мин.; для учащихся 10-11 классов -30 мин.
Организация рабочего места школьника. Правильно организованное рабочее место школьника и условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.
Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок левша, то - наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза; избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.
Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.
Правильно подобранная мебель — один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.
Внимательно относитесь к жалобам ребенка на плохое самочувствие, усталость и головную боль; взаимодействуйте с учителем. Принимайте активное участие в жизни школы.
Правильный режим дня школьника - залог не только крепкого здоровья, но и хорошей успеваемости.
В круглосуточном режиме можно проконсультироваться по телефону Единого консультационного центра Роспотребнадзора 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней.
Операторы Единого консультационного центра осуществляют непрерывный прием звонков, первичную консультацию граждан, по отдельным вопросам перенаправят обратившихся в территориальные органы Роспотребнадзора. Единый консультационный центр сможет принимать одновременно до 100 звонков. Время ожидания ответа составляет не более 1 минуты.