Ежегодно, начиная с 1994 г., в России отмечается Всемирный день прав потребителей, проводимый под эгидой Организации Объединенных Наций.
По сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций каждый год определяет тематику Всемирного дня прав потребителей, отмечаемого 15 марта.
В 2024 г. он проходит под девизом «Fair and responsible Al for consumers» – «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».
Мероприятия, проводимые под эгидой девиза, будут способствовать повышению безопасности потребителей, препятствовать распространению ложной информации, нарушению конфиденциальности, мошенническим действиям (взломы аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах, использование видео и голосовых сообщений для создания видео и аудиозаписей якобы от лица владельца аккаунта).
В рамках проведения мероприятий, приуроченных к Всемирному дню защиты прав потребителей в 2024 году, основным ставится вопрос: «Насколько потребители могут доверять «чат-ботам» с генеративным искусственным интеллектом?», поскольку основная задача «чат-бота» – давать естественные, а не достоверные ответы, он может не отличить правду от неправды и выдать вымышленные факты за реальные, в результате чего потребители могут получать недостоверную информацию и делать ошибочные выводы.
Для обеспечения эффективной защиты потребителей от рисков, связанных с использованием платформ, управляемых искусственным интеллектом, нужен глобальный, совместный и скоординированный подход. Быстро развивающийся и сложный характер цифровых услуг демонстрирует потребность в инновационных подходах к их регулированию, в основе которых лежит защита и расширение прав и возможностей потребителей, в том числе особое внимание должно быть ориентировано на потребности потребителей из уязвимых категорий.