Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей.
Впервые эта дата отмечалась в 1983 году. В этот день в 1961 году, впервые было сформулировано понятие «потребитель» и названы четыре основных права потребителя, а именно: право на информацию, право на безопасность, право на осознанный выбор и право быть услышанным.
Позже Всемирная организация потребителей дополнила их следующими правами: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.
Целью Всемирного дня прав потребителей является привлечение внимания общественности к проблемам в данной сфере, повышение потребительской грамотности, информирования граждан о важнейших механизмах защиты потребительских прав.
В Управлении Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту (далее - Управление) работает целый ряд мер по защите прав потребителей, включая контроль за качеством продукции и услуг, а также надзор за соблюдением законодательства в области защиты прав потребителей.
Так, в 2023 году Управлением на портале ГИР ЗПП размещена на портале актуальная информация для граждан, в том числе: «О предоставлении жителям блокадного Ленинграда бесплатного бессрочного проезда в поездах дальнего следования без ограничения поездок»; «О предоставлении участникам и инвалидам Великой Отечественной войны бессрочного бесплатного проезда»; «О резервировании мест и организации перевозок пассажиров на местах для инвалидов»; «Об оформлении билетов для школьников со скидкой 50% на летний сезон» и др.
Также в открытом доступе в 2023 г. размещены 46 Уведомлений о выявленной продукции, не соответствующей требованиям ТР ТС и ТР ЕАЭС, сняты с реализации 55 партий пищевой продукции.
Всего за 2023 г. Управлением в досудебном порядке оказано содействие по возврату пассажирам денежных средств в размере 465 тыс. руб., в том числе за билеты, приобретенные по тарифу «невозвратный», за неиспользованные электронные билеты, оплаченные с помощью Системы быстрых платежей (СБП) через мобильное приложение «РЖД Пассажирам», сроки возврата которых превышали 30 дней.