По вопросам организации и безопасности детского отдыха следует учитывать, что в каждом регионе Российской Федерации имеется уполномоченный орган исполнительной власти в сфере отдыха детей и их оздоровления. Также в регионах созданы межведомственные комиссии по вопросам организации отдыха и оздоровления детей, в состав которых включаются представители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сферах культуры, физической культуры и спорта, а также в сфере туризма.
Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 465-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей» ввел такое понятие, как реестр организаций отдыха детей и их оздоровления (далее - реестр организаций), и наделил органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в лице их уполномоченных органов в сфере организации отдыха и оздоровления детей полномочием по формированию и ведению реестра организаций, а также его размещению на официальном сайте этих органов в сети Интернет.
В таком реестре указывается наличие санитарно-эпидемиологического заключение о соответствии требованиям санитарных норм и правил. Без него лагерь не может осуществлять свою деятельность.
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1) под потребителем понимает не только лицо, оплатившее услугу, но и граждан, имеющих намерение заказать или использующих товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом родители (законные представители) ребенка и ребенок являются потребителями соответствующих услуг в рамках законодательства о защите прав потребителей: родители (законные представители) - как лица, приобретающие или имеющие намерение приобрести услуги, дети - как лица, пользующиеся услугами.
При выборе детского лагеря для своего ребенка родителям необходимо получить полную информацию о лагере и предоставляемых им услугах (ст.8, 10 Закона № 2300-1), а именно: о стоимости путевки и условиях приобретения услуг; о правилах и условиях эффективного и безопасного использования услуг (в т.ч. о правилах внутреннего распорядка, о правилах посещения детей родителями в период пребывания в лагере, о медицинском обслуживании); об адресе (месте нахождения), фирменном наименовании (наименовании) исполнителя (в т.ч. о месте нахождении лагеря, контактные телефоны), об исполнителях услуг (в т.ч. местонахождения и наименование), с которыми заключены договоры на оказание медицинских услуг, образовательных услуг, страхования и т.д.); о порядке отправки детей, об условиях размещения и проживания и иные сведения, характеризующие объем услуг по путевке.
В соответствии с положениями ст. 7 Закона № 2300-1 потребители имеют право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для их жизни и здоровья.
Вред, причиненный жизни, здоровью ребенка или его имуществу вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков услуги, подлежит возмещению в полном объеме (ст.14 Закона 2300-1.
В случае некачественно оказанных услуг потребитель вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги; соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
При нарушении исполнителем услуг прав потребителя, потребитель также имеет право на компенсацию морального вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.