Федеральные законы от 31.12.2017 № 487‑ФЗ и от 25.12.2018 № 488‑ФЗ внесли изменения в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и ввели следующие понятия: маркировка, код маркировки, товары, подлежащие обязательной маркировке, участники оборота товаров, средства идентификации. Также в указанных нормативных актах описан порядок доступа к системе мониторинга и обязанности участников оборота товаров.
С помощью маркировки государство борется с контрафактом. На товар наносят уникальный цифровой код. По нему можно отследить движение продукции: кто и когда изготовил или импортировал товар, какой магазин его купил и продал.
Данные о маркированной продукции собираются в Национальной системе маркировки и прослеживаемости товаров «Честный ЗНАК». Специальный цифровой код гарантирует подлинность и качество товара. Участниками оборота осуществляется регистрация всех этапов движения товаров - от производства или ввоза в Россию до расчета за товар с применением контрольно-кассовой техники.
Иногда ввозимую на территорию Российской Федерации продукцию маркировать не нужно, даже если товар подпадает под закон о маркировке: товар, изготавливаемый для экспорта вне ЕАЭС, образцы продукции для испытаний на соответствие требований ЕАЭС, выставочные образцы, не предназначенные для продажи.
Требованиями к маркировке товаров предусмотрено использование цифровой маркировки Data Matrix.
Маркировка Data Matrix, наносимая на упаковку или этикетку товара в виде специального уникального кода, позволяет проверить легальность продукции, получив о ней всю необходимую информацию.
Графический Data Matrix часто путают с более привычными QR‑кодами и линейными штрихкодами. Это всё способы кодировать информацию, но они не взаимозаменяемы.
В настоящее время маркировке подлежат: табачные изделия, шубы и меховые изделия, обувь, лекарства, фотокамеры, шины, духи, одежда, постельное белье и другой текстиль, молочная продукция, упакованная вода, пиво и слабоалкогольные напитки, БАДы, безалкогольные напитки, антисептики, медицинские изделия, велосипеды, икра, корма для животных, безалкогольное пиво, растительные масла, ветеринарные препараты.
При реализации товара с применением контрольно-кассовой техники требуется обеспечить сканирование кодов на кассе при продаже маркированной продукции и передачу сведений о продажах в систему маркировки с использованием онлайн-касс.
Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту напоминает, что основная задача маркировки продукции – повышение уровня безопасности россиян, борьба с контрафактом и некачественными аналогами. Потребители при помощи специального приложения «Честный знак» могут самостоятельно проверять легальность приобретаемого продукта, в т.ч. производителя, дату производства и пр.