{mp4}ONISHENKO_BABENKO|640|480|1{/mp4}
31 августа в медиацентре "Российской газеты" прошла презентация монографии "История становления и развития медико-санитарной службы на железнодорожном транспорте России", автором которой является помощник Председателя Правительства РФ Геннадий Онищенко. Среди гостей презентации - вице-президент ОАО "Российские железные дороги" Михаил Акулов, заслуженный врач РФ Станислав Кривуля, декан медико-профилактического факультета ГБОУ ВПО Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава РФ Юрий Несвижский.
На вопрос, почему была написана эта книга, автор сказал, что не написать ее было просто нельзя. "Это тот уникальный опыт создания здравоохранения в великой стране, которая не имела государственного здравоохранения, - заявил Геннадий Онищенко. - Уходя практически с политической арены, из этой жизни, последний император Российской империи Николай II говорил: да, пожалуй, такая огромная страна должна иметь Министерство народного здравия. Но ему удалось только подписать указ о назначении министра и указ о создании министерства народного здравия, но оно так и не было создано. А вот в министерстве путей сообщения, и даже задолго до этого, начала создаваться система, не просто отдельная составляющая, а система железнодорожного здравоохранения".
Доктор медицинских наук, профессор, проработавший более 40 лет в санитарно-эпидемиологической службе на железнодорожном транспорте России, Станислав Кривуля поблагодарил Геннадия Онищенко за бережное и объективное отношение к истории.
"История - это наиболее реальная часть нашей жизни. Во времена развитого социализма и потом, когда транспорт был на подъеме, говорили, что железнодорожный транспорт - это становой хребет экономики страны. Потом в книге, которую подарил мне бывший министр Фадеев Геннадий Матвеевич, "Моя судьба железная дорога" была запись: железная дорога - это фронт в мирное время. Ведь, действительно, правильно написано. Почему фронт в мирное время? Вдумайтесь, на всей территории нашей великой державы, тогда Советского Союза, а сейчас Российской Федерации, единый сетевой график движения поездов, которые идут в затылок друг другу. И сбой в движении - это многомиллионные убытки. А сколько мы пережили экстремальных ситуаций, сложностей. Мы с Геннадием Григорьевичем и в Чернобыле были, и в Ленинакане, в Армении, и многие такие непростые ситуации переживали, - поделился Станислав Кривуля. - Но в целом, особенность в том, что все мероприятия профилактические, санитарно-противоэпидемические, в основном, идут при непрекращающейся работе железнодорожного транспорта".
Монография Геннадия Онищенко содержит обширное приложение с архивными документами: выдержками из указов, инструкций, законов и даже зарплатных ведомостей. Автор рассказывает об истории медико-санитарной службы на железнодорожном транспорте России с момента ее зарождения и до сегодняшних дней.
О монографии
С первых проложенных шпал, с первого забитого гвоздя на строительстве железных дорог было очевидно, что тяжелые условия труда и жизни большого количества рабочих могут послужить фактором возникновения эпидемий. Зарождение железнодорожной медицины началось в 1844 году с 10 лазаретов на строительстве первой железной дороги Санкт-Петербург - Москва. С началом эксплуатации первой железной дороги возник вопрос медицинского обслуживания железнодорожников-эксплуатационников.
Активная работа железнодорожных врачей по совершенствованию организационной структуры врачебно-санитарной службы на железных дорогах была успешно реализована в 1885 году, когда вопросы организации медицинской помощи пассажирам и железнодорожникам были внесены в Общий устав Российских железных дорог, и издано Положение о врачебной службе. В 1897 году в Министерстве путей сообщения введена должность инспектора по санитарному состоянию железных дорог, первым из которых стал почетный лейбмедик Е.А. Головин.
После февральской и октябрьской революций 1917 г. начался новый этап развития государственной медицины. В 1923 году совместным приказом Наркомздрава РСФСР и НКПС "О порядке работы санитарных органов транспорта" впервые был установлен государственный характер санитарной службы на железнодорожном транспорте. В мае 1925 года в Москве открыта Центральная научно-исследовательская лаборатория по изучению профессиональных заболеваний, впоследствии преобразованная в крупное многопрофильное учреждение - Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены.
В годы Великой Отечественной войны силами врачебно-санитарной службы был установлен надежный противоэпидемический барьер по предотвращению возникновения и распространения инфекций по территории страны в условиях массовых железнодорожных перевозок. Создание санитарно-контрольных пунктов на всех железных дорогах, медицинское сопровождение поездов дальнего следования, значительное усиление мощности дезинфекционных установок предотвратило возникновение эпидемий.
Послевоенные восстановительные работы на железнодорожных объектах и строительство новых путей ставили перед санитарной службой основные задачи при строительстве и обеспечению контроля за гигиеническими условиями труда и жизни строительных рабочих. Строительство Байкало-Амурской магистрали потребовало организации самостоятельной врачебно-санитарной службы с учетом этапности строительства, протяженности магистрали и большого потока первопроходцев БАМа со всей страны.
Структура и деятельность медико-санитарной службы Министерства путей сообщения формировалась в соответствии с основными принципами построения и функционирования железнодорожного транспорта. Экстерриториальность транспорта и производственно-линейный принцип госсанэпиднадзора на железных дорогах оправданы многолетним опытом. Специфичность деятельности заключалась в круглосуточной организации работы, в строгой преемственности и неразрывности на всем протяжении железнодорожной линии, взаимной связи всех подразделений санитарной службы.
В период с 1980-х до начала 2000-х гг. в условиях развития и модернизации железнодорожной отрасли в деятельность железных дорог России был широко внедрен комплекс санитарно-гигиенических и противоэпидемических (профилактических) мероприятий, приоритетность осуществления которых была определена нормативными, инструктивно-методическими документами федерального уровня. В технологии деятельности железнодорожного транспорта была организована четкая система, призванная решать комплекс гигиенических задач, касающихся систематического санитарного надзора за перевозками, создания соответствующих условий проезда пассажиров, улучшения санитарно-гигиенического состояния и повышения безопасности пассажирских объектов, медико-санитарного обеспечения транспортирования опасных и особо опасных грузов.
Фоторепортаж: Презентация книги Геннадия Онищенко в "РГ"
{vsig}foto_02_09_2016{/vsig}